Эскапизм?
Критики могут утверждать, что молитва и Богослужение являются разновидностью ухода от «реального мира». Христиане отвечают, что время от времени нам необходимо уходить от мира, чтобы лучше служить ему. Разумеется, не все акты Богослужения вдохновляют и стимулируют нас. Но некоторые духовные авторы рассматривают молитву и Богослужение как мост между небом и землей.
Томас Мертон — один из великих духовных авторов нашего времени. В 1941 году он посетил Гефсиманский монастырь в Америке, вскоре после присоединения к этой христианской общине. То было темное и тяжелое время в мировой истории, особенно в Европе, где нацисты сеяли хаос и разрушения. Наблюдая за молящимися монахами, он увидел в них средоточие духовной силы и написал об этом в своем «Духовном журнале»:
«Это центр Америки. Я спрашивал себя, что собирает страну воедино, что удерживает вселенную от раскола и распада. Теперь я могу ответить: такие места, как этот монастырь. И не только он один -должны быть и другие . Это единственный настоящий город в Америке, и он существует сам по себе, в дикой глуши. Это ось, вокруг которой вращается вся страна, не ведая об этом. Гефсиманцы удерживают страну от распада своими трудами и молитвами. Какое право я имею находиться здесь?»
По мнению Томаса Мертона, именно молитва - это таинственное и могучее средство, с помощью которого люди вовлекаются в промысел Божий,— сохраняет порядок и сдерживает силы хаоса.
Майкл Рэмси (100-й архиепископ Кентерберий-ский) приходит к такому же выводу. Он утверждает, что Богослужение приносит исцеление в больной мир, будучи каналом, через который любовь Господа приходит в нашу жизнь. Он говорит о великих проблемах, стоящих перед нашим миром, и рассказывает такую притчу:
«Однажды на теле у человека появилось три безобразных, болезненных нарыва. Он обратился к врачу и попросил удалить нарывы. Врач ответил: "Мой дорогой друг, я не смогу сделать ничего путного с твоими нарывами, пока мы не избавимся от яда, отравляющего твой организм". Человеческая раса тоже больна. Она имеет ужасные нарывы в общественном и нравственном порядке и хочет избавиться от них. Но люди не сознают того, что отравлен сам организм, а болезнь заключается в глубоком разрыве между человечеством и Создателем. Нужно обратиться к своим корням. Нужно восстановить связь человека с Создателем. Когда христиане занимаются тем, что они называют Богослужением, они не уходят от мира и его проблем, но обращаются к коренной сути этих проблем» («Введение в христианскую веру»).