Одна трапеза, несколько названий
Слова Иисуса «сие творите в Мое воспоминание» часто повторялись верующими, встречавшимися для «преломления хлеба». Другие слова, говорящие о значении смерти Иисуса, стали частью литургии святого причастия. Постепенно сформировались полные литургические тексты, зачитываемые на собраниях верующих. За многие века в обиход вошли разные названия этого таинства.
Святое причастие
Это название подчеркивает братский аспект службы или трапезы. Разделение хлеба и вина способствует единению между верующими и Богом. Святое причастие является совместным опытом. Преломляя хлеб, христиане думают не только о своих личных отношениях с Богом, но и о своих сестрах и братьях во Христе.
Евхаристия
Это название происходит от греческого слова, означающего «благодарение». Оно напоминает нам о том, что, когда Иисус взял хлеб на Тайной Вечере, Он вознес благодарение. В названии также подчеркивается природа святого причастия как евангелического таинства. Христиане, собирающиеся за столом для причастия, желают выразить благодарность Богу за Его спасительную любовь. В центре службы находится Иисус, распятый Спаситель и воскресший Господь. Однако верующие должны выражать благодарность не только устно, но и самой своей жизнью. По окончании евхаристии они заново обязуются служить Богу в мирских делах. Богослужение представляет собой лишь временный отход от повседневных дел и обязанностей.
Mecca
Таинство святого причастия в Римской католической церкви происходит на языке той страны, где оно совершается. Но это современное достижение, принятое по инициативе Второго Ватиканского Собора (1962 — 1965). До этого служба читалась на латыни, как повелось с давних пор. В конце латинского песнопения священнослужитель отпускал людей со словами: «Ite, missa est» («Идите, вы отпущены»). Слово «месса» — наиболее распространенное название святого причастия среди римских католиков, некоторых англикан и лютеран -- происходит от этой фразы. Как сказано в Катехизисе католической церкви, «литургия, в которой осуществляется таинство спасения, завершается посылом (missio) к верующим, во исполнение воли Божьей в их повседневной жизни».
Преломление хлеба
Термин происходит непосредственно из Нового Завета и говорит сам за себя. Знаменитый стих (Деяния, 2:42) ясно говорит о том, что преломление хлеба было одной из отличительных черт раннехристианской службы.
«В обычаях католической и православной церкви преобладает евхаристия, хотя и в весьма разных формах. В православии гораздо больше внимания уделяется происходящему перед алтарем, в то время как на Западе таинство причастия имеет более личный характер».
Гордон Рапп