Два или семь?
История христианства / Христианская вера и обычаи / Таинства / Два или семь?

Почти все церкви соблюдают два великих таинства крещения и святого причастия. Они называются доминикальными таинствами, потому что происходят непосредственно от распоряжений Иисуса («доминикальный» означает «от Бога»). Все христиане признают ведущую роль этих двух таинств. Но в Римской католической и православной церкви (а также в некоторых англиканских церквах) слово «таинство» используется по отношению к пяти другим церемониям, в дополнение к крещению и святому причастию. Современный Катехизис католической церкви (1994) четко объясняет это.

Конфирмация

В западной церкви это обряд наделения божественной благодатью и признание полного членства в церкви. Кандидат принимает сознательное решение следовать путем Христа. Важной особенностью является молитва о получении силы от Святого Духа в жизни кандидата. «Конфирмация приносит укрепление и углубление милости крещения:

- она прочнее соединяет нас с Богом;

- она развивает в нас дары Святого Духа;

- она делает более безупречной нашу связь с Христом;

- она придает нам особую силу Святого Духа, чтобы нести и охранять веру словом и делом, будучи истинными свидетелями Иисуса Христа, смело проповедовать Его именем и никогда не стыдиться Креста».

Катехизис католической церкви

Брак

Брак — это таинство освящения супружеской любви и семейной жизни. Христиане видят в браке (или в супружестве) нечто большее, чем контракт или обмен обещаниями. Это призвание и таинство, требующее милости от Бога.

«Взаимное согласие супругов, вверяющих себя друг другу, скрепляется самим Богом . Истинная любовь в браке улавливается божественной любовью, так как брачные узы установлены Богом. По своей природе брак направлен на благо супругов и их детей . Таинство брака подчеркивает союз Христа и Церкви. Оно наделяет супругов той любовь, которой Христос любил свою Церковь».

Катехизис католической церкви

Рукоположение, или священство

Рукоположение, или священство,— передача Церковью духовных сил для совершения таинств и служения. «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» (Матфей, 10:40). Все христиане призваны служить исполнять «священное служение».

«Христос, высший Священнослужитель и Посредник между Богом и людьми, сделал Церковь священным братством во имя своего Отца. Таким образом, все сообщество верующих исполняет священное служение .»

Катехизис католической церкви

Но в некоторых конфессиях есть особо назначенные мужчины (а иногда и женщины), которые занимаются наставлением верующих и осуществлением святых таинств. В католической теологии рукоположенное духовенство занимает жизненно важное место, особенно в связи с таинствами.

«Через рукоположенное духовенство, в особенности через епископов и священников, присутствие Христа как главы Церкви проявляется среди сообщества верующих . Это пастырское священнослужение. Эту обязанность Господь завещал пастырям своего народа, в строгом смысле служения».

Катехизис католической церкви

Покаяние, или исповедь

Отпущение грехов дает уверенность в том, что Бог прощает всех, кто обращается к Нему с простой молитвой, в духе веры и покаяния. Нет греха, слишком глубокого для Божьей милости и всепрощения. Отпущение грехов требует исповеди, и это таинство иногда называется покаянием, обращением или очищением. В лютеранской традиции отпущение грехов является третьим доминикальным таинством (на основании Евангелия от Иоанна, 20:23), хотя иногда оно рассматривается как дополнение к таинству крещения.

«Акт возвращения к Богу, называемый обращением и покаянием, подразумевает признание мерзости совершенных грехов и твердое намерение не грешить в будущем».

Катехизис католической церкви

Елеосвящение, или соборование (таинство елея)

Помазание больных елеем с молитвой и благодарением выражает уверенность в Божьей любви и возможности исцеления. Таинство помазания основано на послании Иакова (5:14,15). С течением времени эта практика стала ассоциироваться с умирающими и часто называлась соборованием. Однако помазание больных «это не таинство, предназначенное лишь для тех, кто стоит на пороге смерти. Следовательно, когда верующий хотя бы подвергается угрозе смерти от болезни или престарелого возраста, для него наступает надлежащее время совершить это таинство» (Катехизис католической церкви).