Преисподняя
История христианства / Христианская вера и обычаи / Перед лицом смерти: четыре последних откровения / Преисподняя
Страница 1

Когда Иисус говорил о преисподней, Он имел в виду реальное место: долину Хинном. Иисус пользовался арамейским словом «гехиннам» — по-гречески Геенна, по-еврейски Ге Хинном — к юго-западу от Иерусалима, где язычники некогда приносили детей в жертву Молоху (Левит, 18:21). Такие жертвоприношения были ненавистны иудейским пророкам. Иеремия говорил о долине Хинном как о месте позора и Божьей кары. Но в I веке до Р. X. иудеи пользовались названием «долины позора» как метафорой для места вечного наказания грешников.

В средние века понятие преисподней стало буквальным, очень живописным и весьма пугающим. Это можно видеть в многочисленных картинах, книгах, храмовой росписи и мистических драмах того времени. В классической «Божественной комедии» Данте (ок. 1300 г.) рисует преисподнюю в виде девяти кругов в центре земли. На вратах ада написано: «Оставь надежду, всяк сюда входящий».

Учение о преисподней развивалось с годами. 8 июля 1741 года Джонатан Эдварде прочитал проповедь под названием «Грешники в руках Гневного Бога», где содержится следующий пассаж:

«Было бы ужасно испытать гнев и ожесточение Всемогущего Бога хотя бы на одно мгновение, но вы будете терпеть его целую вечность. Не будет конца нестерпимым страданиям . Вы знаете, что будете мучиться долгие годы, миллионы миллионов лет, пораженные Его безжалостной карающей десницей».

Джонатан Эдварде не был кровожадным чудовищем: он проявлял такое же красноречие в великих проповедях о милосердии, всепрощении и Божественной любви. По сути дела, его проповедь о преисподней была движима любовью. Он страстно хотел предупредить и спасти тех, кто мог быть потерян для Бога. В XVIII веке в его словах не было ничего необычного, и некоторые современные проповедники говорят о том же в очень похожих выражениях. Однако в общем и целом в XX веке произошел отход от подобных жестких взглядов, не вполне совместимых с идеей Божьей любви, столь ясно выраженной в Новом Завете. Высказывались различные точки зрения.

«Универсалисты» считают, что любовь и милосердие Божье должны покорить каждое человеческое сердце. В конце концов все будут спасены.

Другие не соглашаются с этим. Действительно, из Библии явствует, что «Бог хочет, чтобы все люди спаслись» (1-е к Тимофею, 2:4). Но Божья воля может быть нарушена человеческим выбором. Они указывают на то, что из двенадцати упоминаний о геенне в Новом Завете одиннадцать принадлежит Иисусу. Он особенно резко отзывался о тех, кто соблазняет «малых сих» (Лука, 17:2). Современные теологи предпочитают обходиться без средневекового буквализма. Они напоминают, что Иисус пользовался образным языком и, говоря о преисподней, имел в виду реальную мусорную свалку в долине Хинном. Не имеет смысла рассматривать преисподнюю как «царство огня и тьмы» (которые взаимно исключают друг друга). Те, кто считает, что мы не вправе отказаться от идеи преисподней лишь потому, что она нам не нравится, говорят о «добровольном отделении от Бога». В Судный день мы услышим четыре слова: «Да будет воля Твоя». Адресованные Богу, они звучат обещанием небесного блаженства. Адресованные нам от Бога, они исполнены ужасной безысходности. Если мы хотим усадить себя на трон в центре нашей личной вселенной, Он позволит этому случиться. Представьте себе картину: дверь тюрьмы открыта, но мы должны принять решение выйти наружу, если хотим обрести свободу.

Некоторые теологи говорят об «условном бессмертии». С их точки зрения, преисподняя не подразумевает вечных мук; она означает лишь прекращение бытия.

Некоторые стремятся подчеркнуть ту ненависть и возмущение, которые мы ощущаем перед лицом неприкрытого зла. Гитлер, Сталин и Саддам Хусейн причинили небывалые страдания огромному количеству людей; неужели это «сойдет им с рук»? А как насчет менее известных людей, сеявших горе и страдания на своем пути? Будет ли небытие для них, по меньшей мере, справедливым наказанием? Другие спрашивают, почему эти люди вели себя подобным образом. Жестокость или равнодушие могут быть следствием недостатка любви и внимания в детстве; многие взрослые насильники сами когда-то подверглись насилию. Возможно, «все знать означает все простить»?

Следуя этой линии суждения, мы можем задать такой вопрос: «Был бы Гитлер счастлив на небесах?» Не претерпев коренной перемены в душе и сердце, разве он не счел бы невыносимым для себя целую вечность почитать иудея Иисуса? И разве жестоким и себялюбивым людям понравилась бы любовь и блаженство Царствия Небесного? Слово Божие требует от нас глубоких перемен в сердце. Христиане называют это покаянием. Предоставляя людям свободу выбора, Бог сознательно устанавливает ограничения собственной власти. Он не пожелал лишить нас этой свободы; следовательно, мы должны добровольно обратиться к Нему.

У нас нет свидетельств о предсмертном покаянии Гитлера. Возможно ли, что он раскаялся после смерти? Идея о дополнительной возможности посмертного покаяния развивалась некоторыми протестантскими теологами в XIX веке, но большинству верующих она кажется неприемлемой.

Страницы: 1 2