Жизнь в грядущем миреИстория христианства / Христианская вера и обычаи / Перед лицом смерти: четыре последних откровения / Жизнь в грядущем миреСтраница 1
На что похожи небеса? Библия говорит об этой сокровенной тайне намеками, образами и притчами. Это действительно тайна. Св. Павел напоминает нам, что в этой жизни «мы видим как бы сквозь тусклое стекло» (1-е Коринфянам, 13:12), а св. Иоанн признает, что «мы теперь дети Божий, но еще не открылось, что будем» (1-е послание Иоанна, 3:2). Но время от времени Библия приоткрывает занавес, и мы видим отблеск Небесной Славы.
Небеса будут местом света, красоты и радости. «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (Откровение, 21:4). Иисус говорил о великом пире. Небеса будут местом дружбы и веселья, где Иисус будет пить вино со своими учениками — это обещание Он дал на Тайной Вечере. Всех будет омывать свет Божественного Присутствия, и зазвучит великолепная музыка в честь Агнца, восседающего на троне. Ал истер Макграф указывает, что «притчи Нового Завета о небесах имеют четко выраженную общинную природу: к примеру, небеса изображаются как пир, свадебное празднество или как город — новый Иерусалим».
«На небесах мы узнаем себя такими, как мы есть, и осознаем свою безупречную связь друг с другом. Мы верим, что, став частицей Божьей любви, мы увидим и узнаем всех, кого когда-то любили, но увидим и узнаем их в Боге . На небесах человеческая участь будет выражена не в достижении вечного и статичного совершенства, но скорее в нескончаемом изучении неисчерпаемых Богатств божественного Творения» (выдержка из «Таинства спасения», доклада, предоставленного англиканской церковью в 1995 году).
В Библии нет такого понятия, как «реинкарнация». Это индуистская и буддийская вера в то, что после смерти некоторые аспекты личности или души могут возродиться в новом теле (человека или животного). В Новом Завете нельзя обнаружить и распространенного предрассудка о небесах как об обители бесплотных духов. Библия — гораздо более земная книга.
В Ветхом Завете действительно говорится о человеческом духе, существующем после смерти, но обычно в контексте тревоги и беспокойства. «Шеол», сумрачное обиталище неприкаянных душ, иногда упоминается в псалмах как место, которого следует бояться — сумрачный мир, лишенный жизнерадостности и надежды. Новый Завет рисует гораздо более яркую картину посмертной жизни, с акцентом на воскрешении и Славе Небес.
Христианская вера строго предупреждает скорбящих воздерживаться от попыток «связаться» с умершими любимыми людьми. Такое желание вполне понятно, но христиане считают, что деятельность медиумов и спиритуалов ведет в тупик. Подобные занятия прямо осуждаются в Библии. «Не обращайтесь
к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них» (Левит, 19:31). «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен перед Господом Богом твоим» (Второзаконие, 18:10-13). Христианство поощряет нас вверять умерших на попечение Господа, полагаясь на Его любовь и милосердие.
Размышляя о загадке нашего возможного воскрешения, ученый Артур Пикок проводит аналогию с компьютерами. Он утверждает, что схема работы нашего мозга, определяющая основные черты человеческой личности, во многом похожа на компьютерную программу. «Мы знаем, что программное обеспечение можно установить на разном оборудовании, однако сами программы остаются вполне реальными».
Историк Джиллиан Эванс комментирует современное представление о том, будто в раю будет «красиво, но скучно». Она полагает, что «мы должны представить себе свободу