Происхождение современной наукиИстория христианства / Христианская вера и обычаи / Христианская вера в научную эпоху / Происхождение современной наукиСтраница 1
В своем замечательном высказывании философ Джон Мак-Мюррей утверждает, что «наука является законнорожденным ребенком великого религиозного движения и ее родословная восходит к Иисусу». Конечно, на формирование науки повлияли многие другие культуры: греческая, китайская, египетская, арабская . Но расцветом науки и широко распространенными взглядами на устройство вселенной западный мир все же обязан христианству. Многие другие ученые приходили к такому же выводу. К примеру, философ А. Н. Уайтхед и историк Герберт Баттерфилд подтверждали, что наука является отпрыском христианской мысли.
Как уже упоминалось, некоторые древние цивилизации были глубоко заинтересованы в решении математических и других научных вопросов. Им удалось добиться значительных успехов. Но в конечном счете именно эпоха Возрождения в христианской Европе (см. главы 17, 18) стала колыбелью научной мысли. Доктор Питер Ходжсон, читающий лекции по ядерной физике в Оксфордском университете, формулирует это следующим образом: «Христианство предоставило убеждения, необходимые для науки, и создало моральный климат, благоприятный для ее развития».
С этой точки зрения современная наука могла «набрать обороты» лишь с учетом определенных факторов. Особо важную роль играли стремление задавать вопросы и готовность усомниться в имеющихся знаниях. Это способствовало формированию широкого спектра убеждений о природе вселенной. Среди них можно назвать следующие:
• Материальный мир хорош, потому что он создан Богом.
• Во всей вселенной действуют одинаковые законы физики.
• Время движется вперед, а не по замкнутому кругу (Эйнштейн ввел понятие кривизны пространства -времени, но оно не опровергает библейских взглядов на целенаправленное развитие истории).
• В мире существует порядок, поскольку Бог един и милосерден.
Все эти взгляды изложены в Библии. С другой стороны, некоторые религий учат, что вещественный мир есть зло; что мы должны отрешиться от мира; что разные Боги управляют различными аспектами жизни; что время движется по кругу бесконечными циклами; или, согласно одному из древнегреческих
учений, что в мире существует установленный порядок, которому должен подчиняться даже творец, или демиург.
Поэтому не удивительно, что престижное Королевское Общество, основанное ведущими британскими учеными в XVII веке, посвящено «во славу Бога-Творца и на благо человечества». Два века спустя британская Ассоциация развития науки впервые собралась в Йорке. Те, кто присутствовал на этой встрече в 1831 году, отдали должное Церкви, «без чьей помощи Ассоциация никогда бы не была основана». Далее следует утверждение, что «истинная религия и истинная наука всегда ведут к одной и той же великой цели». Первые два президента Ассоциации были духовными лицами.
Некоторые знаменитые ученые были ревностными христианами и писали теологические трактаты наряду с научными трудами. Среди многих других можно отметить Исаака Ньютона (1642 — 1727), которого называли величайшим ученым всех времен, Роберта Бойля (1627 — 1691), в честь которого назван закон Бойля, Майкла Фарадея (1791 — 1867), обуздавшего силы электро