Разрядка напряженности: «взаимное дополнение»История христианства / Христианская вера и обычаи / Христианская вера в научную эпоху / Разрядка напряженности: «взаимное дополнение»
Редукционизмом называется процесс «низведения» сложных аспектов человеческой жизни к простым одноуровневым объяснениям. Среди таких объяснений особенно выделяется описание человека, данное профессором К. М. Джодом. «Человек есть не что иное, как:
— жир, в достаточном количестве для семи кусков мыла;
— известь, в достаточном количестве, чтобы побелить один курятник;
— фосфор, в достаточном количестве, чтобы сделать 2200 спичек;
— железо, в достаточном количестве для одного гвоздя среднего размера;
— магний, в достаточном количестве для одной фотовспышки;
— сахар, в достаточном количестве для семи чашек чая;
— сера, в достаточном количестве, чтобы избавить одного пса от блох».
В этом ерническом описании профессор Джод (который позднее обратился в христианскую веру) дает классический пример редукционизма. Изъян заключается в словосочетании «не что иное, как .». Его описание дает вполне достоверное заключение о человеке как о наборе химических элементов и соединений. Но этого явно недостаточно; требуются иные описания.
Мы должны добавить психологические категории, поскольку люди имеют идеи и эмоции. Мы должны добавить социологические категории: люди являются общественными существами. Не исключается и возможность духовных категорий: люди испытывают любовь и инстинктивно тянутся к божественному. Эти различные уровни описания являются взаимно дополняющими: каждый добавляет что-то к остальным, а вместе они дают более полное и точное представление о предмете.
Такой подход можно применять ко всему. Музыку можно рассматривать как звуковые вибрации, а ноты — как чернильные пятнышки на бумаге. Но музыка и ноты есть нечто большее. Если не верите, спросите у слушателей! Мы волей-неволей задаемся вопросом, почему музыка и искусство волнуют и вдохновляют нас. То же самое справедливо и при описании самой Вселенной. Мы можем описать ее происхождение в терминах «большого взрыва», случившегося примерно 15 000 000 000 лет назад. Но такое объяснение, использующее категории современной физики, не исключает возможности объяснить Вселенную как творение Божьей любви.
Почему на Земле возможна жизнь? Отвечая на этот вопрос с научной точки зрения, мы обсуждаем такие факторы, как наличие углерода, размер планеты (как раз достаточный, чтобы удерживать атмосферу), и теорию эволюции. Но точно так же возможно дать объяснение в теологических терминах: Бог замыслил свое Творение таким образом, чтобы в нем действовали все эти факторы. С этой точки зрения, ученые исследуют Божий промысел - «думают мысли Бога вслед за Ним», как выразился астроном Иоганн Кепплер. Наука может помочь нам увидеть величие Бога.
Разумеется, это теологическое объяснение может быть неправильным — но не в силу того факта, что мы можем дать и научное объяснение. На самом деле отсутствие объяснения, предусматривающего существование Бога, может привести к серьезному заблуждению.
«Христианин убежден, что для полного оправдания целостности своего опыта ему необходимо видеть и интерпретировать основную схему этого опыта не только в биохимических, физиологических и психологических терминах, но и в религиозных терминах».
Малькол ьм Дживз, бывший профессор психологии университетов св. Андрея и св. Аделаиды