Мученики времен реформации
История христианства / Христианская церковь / Святые, мученики, грехи и добродетели / Мученики времен реформации

В XVI веке в Европе происходили крупные потрясения (см. главу 17). Средневековое единство, уже трещавшее по швам, начинало распадаться, и Церковь была разделена. Непримиримые противоречия приводили к жестоким схваткам и появлению мучеников с обеих сторон. Среди выдающихся протестантов такими мучениками были Томас Кранмер (1489-1556) и Уильям Тиндейл (1494-1536), во многом способствовавшие формированию современного английского языка.

Томас Кранмер был тихим ученым человеком и литургическим гением, написавшем «Книгу общих молитв» (немного исправленную в последней версии 1662 года). При короле Генрихе VIII он был произведен в сан архиепископа и пережил три бурных царствования. Он возглавил движение Реформации во время правления молодого Эдуарда VI, но был обвинен в ереси при католической королеве Марии. Кранмер колебался, но в конце концов подписал акт о своем отречении — поступок, который уже не мог его спасти. Стоя на костре, он сначала протянул в огонь руку, подписавшую акт об отречении.

Уильям Тиндейл был потрясен невежеством многих духовных лиц и поставил перед собой задачу сделать Библию доступной для обычных людей. Английская Библия находилась под запретом с 1408 года, но Тиндейл перевел на английский еврейский и греческий тексты. Хотя и запрещенный, его перевод оказал огромное влияние на «авторизованную» версию Библии короля Джеймса, которая стала официальной английской Библией более чем на 300 лет.

Он завершил перевод Нового Завета и основных разделов Ветхого Завета, прежде чем был предан и арестован неподалеку от Брюсселя в 1535 году. Английская церковь опасалась его протестантских идей, и год спустя он был приговорен к сожжению на костре. Тиндейл умер с молитвой на устах: «Боже, открой глаза королю Англии». Его молитва была услышана. В 1538 году король Генрих VШ — правда, по своим соображениям — распорядился, чтобы английская Библия имелась в каждой приходской церкви.

Многие ревностные католики проявили не меньшее мужество в эти нелегкие годы. К их числу принадлежали Эдмунд Кемпион и Маргарет Клитроу.

Эдмунд Кемпион (1540—1581) был римским католическим священником (иезуитом — см. главу 17), тайно работавшим в протестантской Британии, чтобы поддержать веру своих собратьев-католиков. Он был предан, подвергнут пыткам и приговорен к смерти. Когда объявили приговор, он запел Те Веиш («Славим Тебя, Господь .»). В камере Эдмунда посетил человек, предавший его, чья жизнь тоже находилась под угрозой. Кемпион написал для него рекомендательное письмо, адресованное немецкому дворянину. Предателю удалось скрыться; Эдмунда Кемпиона протащили по улицам Лондона до Тайберна, где он был повешен, а затем четвертован.

Маргарет Клитроу (1556—1586) была женой мясника. Современники описывали ее как привлекательную, жизнерадостную, остроумную и заботливую женщину. Она была ревностной католичкой и жила в древнем городе Йорке. Обвиненная в укрывательстве католических священников, Маргарет отказалась защищать себя в суде, поскольку таким образом она могла спасти своих детей, которые иначе были бы вынуждены давать показания против нее. Она была раздавлена до смерти под мешками с песком. Ее рука, святая реликвия, хранится в женском монастыре неподалеку от городских стен Йорка. Эдмунд Кемпион и Маргарет Клитроу были канонизированы Римской католической церковью в 1960 году.