Протестантские церкви
В XVI веке Европу захлестнула волна бурных потрясений. Реформация — движение за реформы в средневековой церкви — была движущей силой и причиной возникновения большинства церквей, не исповедующих православное или католическое христианство. Частично Реформация была обусловлена повторным открытием древнееврейского и древнегреческого языков; это означало, что Священное Писание можно было прочитать в его первоначальном виде. В течение предыдущих 1200 лет на Западе полностью преобладала латинская традиция. Другой причиной Реформации был растущий национализм в разных странах Европы и желание освободиться от власти и влияния Рима. Кроме того, Реформация была реакцией на злоупотребления, распространенные в католической церкви в последние десятилетия средневековой эпохи (см. главу 17).
Движение Реформации могло бы ограничиться реформами в учении и обрядах внутри католической церкви, если бы не столкнулось с яростным сопротивлением центральной власти в Риме. Все попытки воссоединения закончились неудачей, и появились новые церковные формирования, каждое из которых опротестовывало авторитет Рима. Поэтому они стали называться протестантскими (термин впервые был использован на Шпейерском конгрессе в 1529 году). Эти церкви расставляли новые акценты в разных элементах проповеди и Богослужения, поскольку с их точки зрения Рим извратил некоторые аспекты христианства. Возникшие почти одновременно в разных странах, под сильным влиянием национализма, они делятся на четыре основные группы:
• лютеранские;
• реформистские (пресвитерианские);
• баптистские;
• англиканские.
Позднее к ним присоединились две других «отколовшихся» церкви: методистская (в XVШ веке) и церковь Пятидесятницы (в XX веке). В учениях всех этих церквей на первом месте находится Библия как главный символ авторитета христианской веры и Богослужения. Они стремились сделать Священное Писание легкодоступным и простым для чтения. Они упростили Богослужение, выделив важные элементы и упразднив и декоративность, и усложненные церемонии. Они подчеркивали важность проповеди наравне со священными таинствами, или даже превыше их. Многие церкви в XVI веке заменили авторитет Папы властью местных монархов.