Христианские инициативы
История христианства / Христианская церковь / Современные движения / Христианские инициативы
Страница 1

В наши дни Церковь на Западе обладает скорее влиянием, чем реальной властью. Верующим приходится вырабатывать собственное отношение к «окружающему миру». Некоторые рассматривают светское общество как неизбежное зло; по их мнению, Церковь призвана активно противодействовать этому злу. Другие верующие более доброжелательно относятся к светской власти, стараясь трудиться во славу Царствия Божьего в земном мире. Они реалистично оценивают обстановку и готовы сотрудничать со всеми людьми доброй воли, независимо от вероисповедания.

Не вызывает сомнений, что христианство оказало огромное влияние на общество. Благодаря Церкви в средневековой Европе появились первые больницы и университеты. Церковь построила великие соборы, оказывала покровительство художникам и музыкантам (см. главы 19, 20). Если говорить о политике, то само понятие либерального демократического государства «обязано своим существованием в основном христианству, в его протестантской форме, и основано на таких ценностях, как свобода и достоинство личности, которые, пусть даже и не исключительно, являются христианскими» (Бэзил Митчелл).

К сожалению, Церкви иногда не хватало выдержки и дальновидности. Но в XIX веке многие английские христиане находились на переднем фронте борьбы с работорговлей (Уильям Уилберфорс) и установления нормированного рабочего дня для детей (лорд Шафтсбери). Христиане активно занимались различными общественными вопросами: лечением умственных расстройств (также лорд Шафтсбери), методами работы с больными (Флоренс Найтин-гейл), тюремной реформой (Элизабет Фрай), социальными условиями в новых городах (Уильям Бут).

Отдельные христиане принимали живое участие в заботе о детях, многие из которых в викторианской Англии были бездомными. Особенных успехов добился д-р Барнард, в чью честь названы детские дома и приюты по всему миру. Другие известные организации, основанные в то время и продолжающие служить детям в наши дни,— «Детское общество» (англиканцы), «Национальные детские дома» (методисты), «Приюты Спарджона» (баптисты), «Приюты Мюллера» («Христианское братство»).

В современной критике можно встретить резкие отзывы о викторианских реформаторах, и разумеется, эти реформаторы не находятся вне критики. Справедливо также, что многим другим христианам недоставало их прозорливости, а многие люди, не исповедующие христианскую веру, внесли важный вклад в процесс реформ. Христиане не притязают на монополию в сострадании и справедливости, но многие их инициативы были очень полезны и своевременны. Лорд Кларк (не христианин) в своей

книге «Цивилизация» говорит об Уилберфорсе и Шафтсбери как о «великих именах в истории гуманитарной деятельности». О Элизабет Фрай он пишет, что «ее духовное влияние на ньюгейтских заключенных было поистине чудесным».

Общественная деятельность отдельных христиан и христианских обществ продолжается в XX веке. Многие современные благотворительные организации имеют христианское происхождение.

Общество самаритян возникло но инициативе англиканского приходского священника в Лондоне. Чэд Вейрах был глубоко встревожен отчаянным положением и суицидальными наклонностями большого числа своих прихожан. Он предложил им звонить по телефону «Мэнсион-Хауз, 9000». В течение 20 лет эта телефонная служба помощи и доверия выросла и превратилась в международное движение.

«Убежище». Это влиятельная организация, выступающая за улучшение жилищных условий в Британии. Она возникла 1 декабря 1966 года в результате объединения пяти жилищных организаций, в названии трех из которых содержались слова «католическая», «христианская» или «церковная». Первый председатель «Убежища», Брюс Кенрик, был христианским священником.

Несколько христианских организаций работают среди беженцев и в областях, пораженных голодом, засухой или нищетой. Помимо неотложной помощи, многие из этих организаций стараются проводить долгосрочную политику. Христианские миссионеры имеют Богатый послужной список в борьбе с таким страшным заболеванием, как проказа.

Движение хосписов началось в Британии по инициативе леди Сесил и Саундерс. Она остро сознавала потребность в небольших «домашних» учреждениях, где можно ухаживать за неизлечимо больными пациентами вместе с друзьями и членами их семей. Леди Саундерс с радостью признает, что без вдохновения и помощи, полученной от Христа, у нее не хватило бы сил, чтобы организовать движение. Ее идея была подхвачена, и сейчас новые хосписы появляются по всему миру.

Организация «Международная Амнистия» - была основана Питером Бененсоном, христианским юристом. Озабоченный бедственным положением узников совести, он молился у гробницы св. Мартина-в-Полях на Трафальгарской площади в Лондоне. Он развивал идею о свободной организации людей, которые могли бы переписываться с узниками совести, писать и выступать от их имени. На практическом уровне важную роль сыграла уже существующая сеть церквей. Питер Бененсон объявил о создании движения в день Святой Троицы 1961 года, подчеркнув, что «сила Святого Духа сближает людей разного происхождения и убеждений, воздействуя на их общую совесть».

Страницы: 1 2