Ранние нехристианские упоминания об Иисусе
История христианства / Центральная фигура / Иисус Христос / Ранние нехристианские упоминания об Иисусе

По представлению римских властей, при жизни Иисус был лишь незначительным смутьяном. Они были вынуждены изменить свое мнение, когда движение, носившее Его имя, начало быстро расти после Его смерти. Последователей Иисуса обвиняли во многих грехах: в каннибализме, поскольку они говорили о том, что едят тело Христа и пьют Его кровь на святом причастии (см. главу 8); в атеизме, поскольку они не принимали римских Богов.

* ТАЦИТ, римский историк, родившийся в 56 году, в своих «Анналах» говорит о том, что император Нерон обвинял христиан в пожаре Рима. «Таким образом, чтобы пресечь слухи, Нерон объявил виновниками и с величайшей жестокостью наказал группу людей, презираемых за их пороки, коих толпа называла христианами. Сам Христос, основатель их учения, был распят во время правления Ти-берия, по приговору прокуратора Понтия Пилата».

* ПЛИНИИ МЛАДШИИ (римский наместник Вифинии, 110—113 гг.) жаловался на проблемы, вызванные христианами, которые пели «гимны Христу как своему Богу».

* ИОСИФУС был иудейским историком, перебежавшим к римлянам во время римско-иудейской войны, которая началась в 66 году. Он подтвердил, что Иисус был «Христом», воскресшим из мертвых.

Не существует текстуальных доказательств, опровергающих это замечательное свидетельство Иосифуса об Иисусе. Но многие ученые полагают, что некоторые ключевые слова были вставлены позднее, поскольку не верят, что иудейский перебежчик мог так положительно отзываться об Иисусе.

* О еврейском ТАЛМУДЕ (древнем комментарии к учению иудаизма) Иисус признается иудеем. Там упоминается о Его чудесах, Его учении и учениках, а сам Он описывается как ложный учитель, подвергшийся справедливому наказанию.