Борьба с ересью и раскопомИстория христианства / Ключевые эпизоды в истории христианства / Первые пять веков христианства / Борьба с ересью и раскопом
К концу I века нашей эры Церковь продолжала быстро расширяться благодаря следующим факторам:
• достоверности благовествования о Божьей любви, проявленной в Иисусе Христе;
• силе Святого Духа;
• привлекательному образу жизни обычных христиан;
• энергии и проницательности христианских лидеров.
Распространение веры происходило на фоне жестоких гонений. Но попытки подавить христианство носили ограниченный и бессистемный характер; официальной политики не существовало, поскольку Римская империя считала христианское движение не заслуживающим особенного внимания. Поэтому Церковь получила жизненно важную передышку. Она смогла упорядочить свою структуру и выработать согласованное отношение к внутренним проблемам, особенно к ереси и расколу.
Ересь
Упоминания о ереси встречаются уже во времена Нового Завета. Мы обнаруживаем явную ересь в Коринфской церкви, где знания и духовные дары считались более важными, чем любовь, и в Колоссе, где ангелы почитались наравне с Богом. Эти ереси происходят от древнегреческого философского течения, которое называлось гностицизмом (от греческого gnosis — «знание»). Гностики верили в существование эзотерического, тайного знания, доступного лишь немногим, позволяющего выйти за пределы бренного мира, где царит зло, и достичь спасения. Христианские гностики считали Иисуса Спасителем, но утверждали, что Он не мог облечься в материальную, человеческую плоть, которую они считали злом. Учение гностицизма содержало широкий спектр идей, многие из которых представляли значительную угрозу для подлинного христианства. Защита Церкви против этой ереси была тройственной:
• еретики наказывались, а иногда отлучались от Церкви;
• духовные Богатства христианской веры подвергались более глубокому изучению;
• уделялось особенное внимание убедительной, эффективной проповеди.
Лидеры Церкви настаивали на том, что Евангелие не является тайным знанием, доступным лишь ограниченному кругу людей, как считали гностики. Оно было открыто для всех. Поэтому особенную важность приобретали следующие три фактора:
• прочное знание основ (символов веры);
• авторитетные источники (рукописи Нового Завета);
• действенное учение (авторитетное духовенство).
В Новом Завете нет предписанных норм, определяющих структуру духовенства. Но в течение II века нашей эры сложился институт уполномоченного духовенства, позднее принятый большинством церквей. Он имел тройственный порядок: дьяконы, священники (или пресвитеры) и епископы.
Схизма (раскол)
Разрыв с другими христианами обычно происходил в результате неудовлетворенности духовной жизнью, внутренним устройством или дисциплиной внутри Церкви. По мере того как Церковь становилась более упорядоченной, она отчасти утрачивала былую непосредственность и своеобразие. Она больше заботилась о своей консолидации, чем о движении вперед, уделяла больше внимания обрядам Богослужения, чем стихийному приобщению к священным таинствам. Некоторые христиане сопротивлялись этому.
Во второй половине II века появился пророк Монтан, говоривший на «неведомых языках» во Фригии. Среди его последователей были две женщины, Приска и Максимилла. Монтанисты возражали против интеллектуализма, формализма, соглашательства и авторитета официальной Церкви. Среди них был по крайней мере один выдающийся теолог, Тертуллиан (160 — 220). Это движение подняло очень важный вопрос: как далеко распространяются полномочия иерархов Церкви? Сопоставимы ли они с полномочиями пророков, заявляющих о непосредственной связи со Святым Духом и получении откровений, которые иногда выходят за рамки установленной традиции?