Церковь, государство и расколИстория христианства / Ключевые эпизоды в истории христианства / Первые пять веков христианства / Церковь, государство и раскол
Одним из главных вопросов внутрицерковной дисциплины было отношение к христианам, отрекшимся от своей веры под пытками или в результате гонений (их называли «апостатами»). Это были не просто академические дебаты. В Северной Африке Цецилиан был возведен в сан епископа Карфагенского (311 г.). Один из епископов, присутствовавших на церемонии, считался «предателем» (то есть отрекся от Писания под угрозой смерти). Этого было достаточно, чтобы многие объявили кандидатуру Цеци лиана неприемлемой для них. Группа недовольных избрала Доната епископом Карфагена. Возник глубокий раскол, подпитываемый враждой к римским колонистам (партии Це-цилиана) и экономическими неурядицами.
Перед христианством возник вопрос: как подавить мятеж, воспламененный христианскими убеждениями? В конечном счете, это был вопрос власти. Когда Церковь разделена, кто может служить ее голосом: представитель местного большинства или представитель подавляющего большинства в лице римской власти? Отголоски этой проблемы не стихали еще сотни лет. Границы между Церковью и государством стали нечеткими. Константин вынес вердикт против донатистов и попытался (впрочем, безуспешно) подкрепить его силой оружия. Такие христианские лидеры, как св. Августин из Гиппо (354 — 430), утверждали, что решения всей Церкви преобладают над решениями, принятыми любой ее частью: схизматиков следует подавить силой. Все сильно ослабило североафриканскую Церковь, которая впоследствии была практически уничтожена с приходом туда ислама в VII —VIII веках.