Взаимное отлучение от церквиИстория христианства / Ключевые эпизоды в истории христианства / Тысяча беспокойных лет: 500—1500 от Р. X. / Взаимное отлучение от церкви
В отношениях между греческими христианами на Востоке и латинскими христианами на Западе всегда присутствовала напряженность. В эпоху раннего средневековья разногласия в значительной мере отошли на задний план, когда старый и «новый» Рим (Константинополь) нашли точку соприкосновения в борьбе с угрозой ислама. В период между 654 и 752 годами большинство Пап было родом с Востока или из мест с сильным греческим влиянием — например, с Сицилии. Но согласие было непрочным.
В 668 году св. Феодор (602 — 690), греческий монах из Тарса, был возведен в сан архиепископа Кентерберийского, что свидетельствовало о значительном сближении позиций католицизма и православия. Но св. Феодора сопровождал Адриан (ум. 709) из Африки, следивший за тем, чтобы новый архиепископ не вводил «греческих обычаев, противоречащих истинной вере». Старые подозрения не угасли, и дух соперничества разгорелся с новой силой. Отчуждение возрастало, особенно по мере того, как ось влияния Западной церкви начала смещаться на север, когда Франция, Германия и Англия приобрели политический вес. Коронация Карла Великого Папой Львом III (800 г. от Р. X.) была прямым вызовом Восточной империи. Эта коронация символизировала окончательный раскол политического единства тарой империи. Формальное закрепление этого раскола теперь было лишь вопросом времени.
Когда разделение Восточной и Западной церкви наконец состоялось, почти никто этого не заметил. Сигналом послужило дополнение к Никейскому Символу веры, принятое Западной церковью,— так называемый пункт «филиокве» (лат. Filioque — «И от Сына»). Оно заключалось в утверждении, что Святой Дух исходит от Бога Отца и от Сына. Это стало главной причиной расхождений между Восточной и Западной церковью. Оно достигло кульминации в 1054 году, когда обе стороны отлучили друг друга от церкви. По странной иронии, раскол произошел в то время, когда возрождение торговли в Средиземноморье снова начало способствовать сближению Востока и Запада. Но контакты не привели к пониманию, а Западная церковь продолжала настаивать на полном единообразии (разумеется, на своих условиях!). Конечно, такие требования были неприемлемы для обходительных, утонченных греческих христиан.