Интеллектуальные достиженияИстория христианства / Ключевые эпизоды в истории христианства / Тысяча беспокойных лет: 500—1500 от Р. X. / Интеллектуальные достижения
В XI веке началось возрождение теологии, продолжавшееся долгое время. Ансельм (1033—1109), архиепископ Кентерберийский, указал путь к новой уверенности в рассудке, основанный на вере. Его фраза «fides quaerens intellectum» («вера ищет понимания») точно передает смысл его устремлений.
Пьер Абеляр (1079—1142) был блестящим ученым. Образование и интеллектуальные навыки придавали ему достаточно уверенности в себе, чтобы усомниться в общепринятом мнении по таким ключевым понятиям, как Искупление и Троица. Его основной принцип — «сомневаясь, мы изучаем, а изучая, познаем истину» -- показывает, какое огромное расстояние было пройдено от простой, канонической теологии более раннего периода. Абеляр также прославился своей трагической любовью к Элоизе, которая впоследствии стала монахиней. Он читал лекции перед большими аудиториями в Париже и играл важную роль в появлении и развитии университетов во Франции, Италии и Англии XII века.
Древнегреческие идеи, особенно принадлежавшие дохристианскому философу Аристотелю (384 — 332 до Р. X.), пользовались большим влиянием. Для некоторых Аристотель представлял такую угрозу ортодоксальной вере, что они сжигали его труды. Другие рассматривали его философию как интеллектуальный вызов. Возможно ли примирить веру и рассудок? Св. Фома Аквинский (1225—1274), доминиканский теолог, блестяще осуществил такой синтез. Он основал мощное философско-теологи-ческое учение (томизм) и выдвинул серию «доказательств» существования Бога.
В течение этого периода мистики пользовались значительным влиянием в жизни Церкви. Они в меньшей степени интересовались анализом теологических идей, чем описанием религиозных переживаний. Одной из наиболее знаменитых представительниц мистического течения в Англии была мать Юлиана из Норвича, которая в 1373 году имела несколько «откровений», или «видений» (см. главу 6).
В связи с повторным открытием греко-римского искусства и литературы истеллектуальные интересы сместились в сторону художественных, литературных и исторических вопросов. Эпоха Ренесанса (возрождения классической культуры и образования) началась в Италии и шагнула на север. Наступил расцвет художественного творчества. Ученые вернулись к еврейским и греческим текстам Писания. Они начали рассметривать Библию в историческом контексте, а не как набор текстов для доказательства отдельных доктрин. Таким образом, они могли сравнить собственный мир с предыдущими периодами истории; например, с эпохой апостолов. Величайшим ученым того времени был христианский гуманист Эразм Роттердамский (1469—1536). Будучи священником, он также был блестящим сатириком и обличителем существующих нравов. В его сочинениях развращенная, эгоистичная и косная Церковь предстает в плачевном и часто абсурдном свете.