Мартин Лютер (1483—1546)История христианства / Ключевые эпизоды в истории христианства / Реформация / Мартин Лютер (1483—1546)Страница 1
Главным стремлением Мартина Лютера было обрести мир в Боге. Поэтому он стал монахом. Лютер совершал покаяние, искал отпущения грехов, читал сочинения мистиков и теологов Церкви. Но центральным объектом его духовных поисков была Библия. По замечанию Верил Смолли, Библия являлась «наиболее читаемой книгой в средние века». Но она часто рассматривалась скорее как источник для поддержки доктрин Церкви, чем как руководство в делах жизни и веры. Готовясь к чтению лекций в Виттенбергском университете, Лютер неутомимо изучал Священное Писание. Он пришел к выводу, что человеку не обязательно стать праведником, чтобы обрести мир в Боге.
Этот знаменательный прорыв произошел, когда он читал слова св. Павла о том, что «праведный верою жив будет» (к Римлянам, 1:17). Лютер осознал, что благодаря вере в Христа и тому, что Он сделал для нас, мы можем узнать, что наши грехи были прощены. Спасение было актом божественной милости, а не воздаянием за праведность и добрые дела. Спасение было бесплатным даром, происходившим от любви, жизни, смерти и воскрешения Иисуса. Таким образом, «оправдание» было возможно лишь через веру.
Лютер не имел намерения порвать с католической церковью. Он хотел проповедовать, учить и применять свое новое понимание Евангелия. Острие его атаки было направлено на изощренную систему «индульгенций». Первоначально считавшиеся осязаемой наградой за послушание, индульгенции вскоре превратились в ходовой товар: продавалось отпущение даже еще не совершенных грехов, а доход поступал в казну церкви. Такой подход извращал христианское понимание прощения через Христа, ясно выраженное в Библии. Все это побудило Мартина Лютера в 1517 году опубликовать свои знаменитые «Девяносто пять тезисов» на воротах Виттенбергского собора. Так, совершенно неожиданным и необычным образом, этот документ стал искрой, из которой возгорелось великое пламя.
Многие простые люди с готовностью откликнулись на проповедь еще неизвестного монаха. Лютер выражал их чувства. Имелось несколько причин для такой массовой поддержки:
• многие люди были лучше образованы, чем раньше;
• у них появились новые экономические, общественные, национальные и политические устремления;
• им все сильнее не нравилось вмешательство Рима в дела национальной Церкви;
• они разочаровались в церковной иерархии;
• дорога к спасению казалась слишком тяжелой и извилистой, причем Церковь стремилась заменить собой милость Божью;
• и самое главное — люди испытывали духовный голод.
Церковь была застигнута врасплох. Она пыталась оспорить взгляды Лютера, затем запретить его учение. Но все расчеты оказались ошибочными. К тому времени, когда Церковь решилась открыто выступить против Лютера, он был защищен своей огромной популярностью в Германии. На Вормс-ском Соборе в 1521 году он отказался от покаяния до тех пор, пока его позиция не будет опровергнута через Писание. Он был отлучен от церкви, но движение ширилось очень быстро. Частично это объяснялось тем, что император Карл V уделял большое внимание турецкой угрозе. В 1453 году турки взяли Константинополь, а в 1529 году стояли у ворот Вены.
Мартин Лютер обладал выдающимися писательскими способностями. Свидетельством тому служат:
• его великий перевод Библии на немецкий язык (1522-1534);
• его литургические тексты (1526) и катехизис (1529);
• его обширное теологическое наследие;
• церковные гимны, автором которых он является.
Лютер хотел реформировать Церковь изнутри. Он был убежден, что его учение Сохраняет верность Библии, символам веры и отцам Церкви. Он возражал лишь против более поздних дополнений и искажений. Но как только наступил разрыв, он столкнулся с трудной задачей перестройки и реформирования отколовшейся части Церкви. Для ее решения Лютер заручился поддержкой светских правителей.
В процессе реформ многое было упразднено (мессы на латинском языке, монастыри, все таинства, кроме трех, а иногда и епископаты). Но в глубине души Лютер был консервативным человеком, поэтому многое осталось. Он продолжал придерживаться доктрины присутствия Христа в таинстве евхаристии (см. главу 8). В результате в современных лютеранских церквах часто можно видеть изощренные ритуалы и торжественные одеяния.
Лютеранская реформация распространялась быстро, особенно на севере Германии и в Скандинавии. Так произошло разделение Западной церкви. Во многом оно объяснялось неудачами средневековой Церкви в попытках внутренних реформ. Она не смогла прийти к согласию с новым миром городов,