Радикальная реформация
История христианства / Ключевые эпизоды в истории христианства / Реформация / Радикальная реформация

Все лидеры движения Реформации относились к Библии как к верховному авторитету. Церкви, основанные ими, сильно отличались от средневековой католической церкви. Они подчеркивали важность церковного образования и, по мере возможности, дистанцировались от государства. С другой стороны, более непримиримые представители «радикальной реформации» во всем полагались на силу Святого Духа и на способность Бога говорить с простыми, необразованными верующими. Лидеры радикальной реформации отвергали интеллектуальную теологию, с подозрением относились к светским правительствам и выражали стремление к реституции (восстановлению). Это означало, что они хотели полного, буквального восстановления христианства Нового Завета в том виде, как они его понимали:

• общее владение имуществом;

• странствующие пастыри;

• крещение взрослых верующих.

Некоторые даже проповедовали с крыш домов и пытались копировать структуру пастырства, описанную в Новом Завете. В отличие от них, главные деятели Реформации занимались именно реформами: изменением церковных учреждений согласно принципам, установленным в Новом Завете и выработанным историей Церкви. Они терпимо относились ко многим обрядам, так как понимали, что важнейшие доктрины можно применять разными способами, в зависимости от исторической, общественной и культурной обстановки.

Под зонтиком «радикализма» фактически существовала целая группа движений. Их направленность варьировалась от умеренно ортодоксальных (анабаптисты) до непримиримых (рационалисты). Последние отказались от центральных христианских доктрин, например от Троицы. Эти движения не имели большого числа сторонников, но их считали опасными как для католиков, так и для протестантов, и многие их представители поплатились жизнью за свои убеждения. В них видели угрозу государству и гражданскому порядку. Иногда эти взгляды были оправданы, что подтверждается участием таких радикалов, как Томас Мюнцер (1490 — 1525) в крестьянском бунте в Германии, и захватом радикальными экстремистами немецкого города Мюнстера в 1534 году. Они объявили город «новым Иерусалимом» и ожидали скорого возвращения Христа в Небесной Славе. Они правили в жестко авторитарной, фанатичной манере, проповедуя коммунизм и полигамию.