Реформация в Англии
Европейская реформация представляла собой сложное сочетание духовных открытий, политических и национальных интересов, экономических факторов и движущих сил общества. Но в Англии она пошла особым путем, обусловленным:
• традицией лоллардистов (восходящей к Джону Уиклифу, ум. 1384);
• христианским гуманизмом;
• влиянием лютеранских идей в университетах;
• антиклерикализмом — неприязнью к духовенству, которое часто было неграмотным;
• убежденностью в том, что государство должно иметь больший контроль над церковью.
В 1521 году король Генрих VIII написал декларацию против Лютера, и Папа Римский назвал его «защитником веры» (титул, до сих пор принадлежащий британским монархам). Рвение, выказываемое Генрихом, было таким сильным, что Томас Мор — впоследствии казненный за его преданность католической церкви — напоминал королю, что папы были не только духовными лидерами, но и итальянскими князьями. Однако когда Папа отказался расторгнуть его брак с Екатериной Арагонской, Генрих объявил себя главой англиканской Церкви (1534 г.) и подвергся отлучению. Тогда Генрих занялся ликвидацией монастырей, чтобы пополнить казну и укрепить свое главенство в церковных делах.
Его Государственный Акт вверг Англию в кровавую смуту (см. главу И). Наследник Генриха VIII молодой Эдуард VI, был протестантом, но ему на смену пришла ревностная католичка, королева Мария. Ее преемница, Елизавета I, не имела желания проделывать «окна в души людей», и в конечном счете в Англии сохранилась как протестантская, так и католическая церковь.
Генрих VIII разделял принципы католической теологии, но некоторые видные люди из его окружения были убежденными протестантами. К их числу принадлежали архиепископ Томас Кранмер (1489 — 1556) и государственный деятель Томас Кромвель (1485-1540).
В результате политической смуты в англиканской церкви возникло интересное смешение взглядов. Вот некоторые ее характерные особенности:
• верующие с ярко выраженными протестантскими убеждениями;
• верующие, которые придерживались «патерналистской» теологии (теологии ранних отцов Церкви) и традиций;
• литургия и структура Церкви (епископы, одеяния и церковное управление) сохраняли много связей с прошлым.
Более строгие протестанты (которых часто называли пуританами) отвергали идеи «соглашательства»; многие из них впоследствии отправились в Америку. Отцы-пилигримы отплыли из Плимута в 1620 году на судне «Мэйфлауэр». Другие стали «раскольниками» или нонконформистами в Англии.