Реакция католической церквиИстория христианства / Ключевые эпизоды в истории христианства / Реформация / Реакция католической церкви
Между тем в католицизме начались встречные процессы реформации. Отчасти они стали реакцией на появление протестантства, а отчасти — продолжением традиции реформ и обновления, имевших место в средние века. Была создана комиссия по реформам, составившая Consilium de Emenda Ecclesia (Рекомендации по реформе Церкви) в 1537 году. В этом документе содержится острая критика злоупотреблений Церкви и даются рекомендации, которые в дальнейшем привели к существенным реформам.
Немного раньше Игнатий Лойола (1491 — 1556) нашел свое решение духовного кризиса через преданность Христу и Церкви. В 1541 году он написал «Духовные опыты». Этот труд стал пособием по духовной дисциплине и определил устав ордена, основанного им в 1534 году: «Общества Иисуса» (иезуитов). Иезуиты были современными, практичными людьми; они предпочитали жить в мире, а не скрываться от него. Они были готовы к участию в политике и интригах. Орден иезуитов стал самым эффективным инструментом в деле сдерживания протестантства; в частности, он помог вернуть Польшу в лоно католической церкви.
Оставалась еще слабая надежда на воссоединение с протестантами. Некоторые католические теологи, такие, как кардинал Контарини (1483—1542), и протестанты, такие, как лютеранин Филипп Меланхтон (1497 — 1560), смогли прийти к согласию по принципу «оправдания верой». К сожалению, эта инициатива не получила должного развития. Решения Трент-ского Собора (1545 — 1563) указывали на значительное ужесточение позиций католицизма. Его декларации по своей сути были антипротестантскими:
• оправдание возможно не только верой;
• церковная традиция почитается наравне с Библией;
• Вульгата (латинская версия Библии) объявляется единственным каноническим текстом,
• мессу по-прежнему следует служить на латыни.
Трентский Собор значительно сузил перспективы католической Церкви. Он знаменовал «конец старой, универсальной и всеобъемлющей латинской Церкви и возникновение современного римского католицизма как одной из многих христианских конфессий» (Дж. Р. Элтон). Одним из примеров узости мышления, строгости и нетерпимости был Папа Павел IV (Папа с 1555 по 1559 г.) Он был настолько же далек от гуманизма эпохи Просвещения, как и от протестантства, и насаждал свои взгляды, в полной мере используя мощь инквизиции, уничтожавшей всякое духовное сопротивление. Такие безжалостные методы в известной мере позволили католицизму выжить и сохраниться до наших дней. Более того, в католической церкви (несмотря на таких духовных пастырей, как Павел IV) снова возродились преданность, рвение и чистота веры, что выразилось в появлении:
• святых, таких, как св. Филипп Нери (1515 — 1595);
• великих мистиков, таких, как св. Иоанн Креста (Сан Хуан де ла Крус 1542-1591) и св. Тереза из Авилы (1515—1582);
• людей, неустанно заботившихся о бедных и нуждающихся, таких, как св. Винсент де Поль (1580 - 1660);
• мучеников, таких, как Маргарет Клитроу и Эдмунд Кемпион (см. главу 11).
Но, в силу выбранного ею пути, католическая церковь перестала быть Церковью всей Западной Европы.