Просвещение и церковьИстория христианства / Ключевые эпизоды в истории христианства / До наших дней / Просвещение и церковь
Некоторые представители Церкви пришли к согласию с мышлением эпохи Просвещения, в той или иной мере устранив из своих рассуждений элемент сверхъестественного. Деизм (вера в существование одного, весьма отдаленного Высшего Существа) приобрел широкую популярность. В 1736 году епископ Батлер (1692 — 1752) с иронией жаловался, что христианство «наконец-то считается вымышленным».
В христианских конфессиях царили смятение и неуверенность. Многие английские пресвитерианцы стали унитарианцами (то есть отказались от доктрины Троицы). В англиканстве стало возможным придерживаться традиций «высокой службы» и одновременно склоняться к унитарианству, как это делал Ричард Уотсон, доктор Богословия в Кембридже, а позднее епископ Лландаффский. Континентальные протестантские церкви в Европе заняли оборонительную, строго рациональную позицию. В результате они утратили способность пробуждать эмоции, взывать к сердцам людей и обращать их в свою веру. Они сохранили свою англиканскую, лютеранскую и реформистскую направленность, но их связи с государством стали лишь бледным подобием былой духовной и политической реальности.