Оглядываясь назад
Средневековая Церковь выглядела уже не пугалом, но, скорее, образцом для подражания. Огромная популярность готики (например, готических зданий) служит тому подтверждением. Другое подтверждение — движение, известное как ультрамонтанизм (в буквальном переводе «через горы»), подчеркивавшее ведущую роль папства. Наиболее ярким выразителем этих взглядов был Пий IX (Папа с 1846 по 1878 г.). Он отверг почти все современные или некатолические идеи в жестко консервативном сочинении «Свод заблуждений» (1864). Под его руководством прошел Первый Ватиканский Собор (1869—1870), впервые провозгласивший доктрину папской непогрешимости. В противоположность евангельским христианам, обратившимся к Библии и к опыту Святого Духа в повседневной жизни, католицизм стремился к возрождению очень высокого мнения о Церкви и авторитете ее представителей.
Сходный интерес к авторитету Церкви существовал и в англиканстве. Некоторые духовные лидеры ощущали потребность извлечь уроки из мужества и ясности ранней и даже средневековой Церкви. Оксфордское движение, возглавляемое Джоном Кеблом (1792—1866) и Джоном Генри Ньюменом (1801 — 1890), постоянно возвращалось к этим темам. В своих Богословских трудах они отвергали обвинения протестантских теологов в искажении католической церковью первоначального христианского учения. Пытаясь найти «средний путь» между англиканством и католицизмом, они подчеркивали роль Божественного Присутствия в таинстве евхаристии и настаивали на центральном положении духовенства в Богослужении.
Эти взгляды оспаривались некоторыми другими представителями англиканской церкви. Дискуссии были ожесточенными, и временами дело доходило до суда. Но литургия и теология англиканской церкви постепенно трансформировались. Представители Оксфордского движения оглядывались на средневековую Церковь и ввели многие элементы Богослужения, которые можно видеть и сегодня: мантии для певчих, цветные одеяния, свечи и украшения. Некоторые англиканцы обратились в католическую веру, в том числе сам Ньюмен и Генри Эдвард Мэннинг; оба впоследствии стали кардиналами.
Во второй половине XIX века знаменитые проповедники собирали в церквах большое количество прихожан. Иногда церковные службы проводились в духе соревнования между конфессиями. Наиболее прославленным был баптист К. Г. Спарджон (1834 — 1892), которого называли «князем проповедников». Он открыл детские приюты и колледж Богословия, который существует и поныне.