Цвет и высотаИстория христианства / Величайшее наследие / Священные места, искусство и архитектура / Цвет и высота
Искусство выполняло и другую функцию: оно помогало приобщить неграмотных людей к основным элементам христианской веры. Поэтому сцены рождения, жизни, смерти и воскрешения Христа были столь распространенными, наряду с фигурами ветхозаветных пророков, святых и епископов. Самый замечательный образец витражной росписи, по-видимому, находится в Шартрском соборе во Франции. В Британии, в Йоркском кафедральном соборе, находится более одной трети средневековых витражей, сохранившихся во всей стране. Настенные росписи значительно более уязвимы; до наших дней дошли лишь немногие, хотя впечатляющие примеры можно увидеть в Пикеринге (графство Йоркшир) и Хэлдоне (графство Суррей).
В средние века были построены наиболее великолепные храмы римского (круглая арка) и готического (стрельчатая арка) стилей. Они возводились и обустраивались в таком количестве, что во многих странах Европы церкви средневековой постройки преобладают над всеми остальными. Некоторые здания поражают своими размерами. Самыми величественными являются соборы в Севилье, Милане и Йорке. Даже небольшая церковь в наши дни остается крупнейшим строением в провинциальном городке.
Готический стиль нацелен на высоту. Большинство британских архитекторов стремились как к высоте, так и к ширине, чтобы соблюсти пропорцию.
Все готические церкви доминируют над городом своими высокими башнями и шпилями, устремленными в небо. Это было неизбежным знаком высшей власти, о которой знали все. Кафедральный Ульмский собор в Германии считается высочайшим среди средневековых храмов, с высотой шпиля 161 метр. В Британии самый высокий шпиль имеет собор в Сейлсбери (123 метра). Многие из тех, кто никогда не бывал в Сейлсбери, тем не менее знакомы с собором по картине Джона Констебля (17761837).
Эти величественные храмы были гораздо более прекрасными, чем любое другое архитектурное сооружение средневековья. Как у многих из нас, подобное зрелище вызывало у наших предков благоговейный трепет и сознание своей недостойности. Мы и поныне восхищаемся превосходным умением средневековых мастеров и отдаем должное огромному труду, вложенному в строительство христианских храмов. Нас поражает готовность работать многие годы без надежды увидеть свой труд завершенным. Некоторые средневековые соборы, например кафедральный собор в Йорке, строились более двухсот лет.