Назад в будущееИстория христианства / Величайшее наследие / Священные места, искусство и архитектура / Назад в будущее
В XIX веке наступила реакция против строгого стиля архитектуры, и готика снова приобрела популярность. Не только церкви, но и другие общественные здания, даже отдельные дома, обросли шпилями, стрельчатыми окнами, покрылись витражами и другими элементами средневековой отделки.
Скачкообразный рост населения Европы, произошедший в то время, привел к строительству тысяч новых церквей. Большинство из них принадлежит к средневековому стилю, хотя техника массового строительства была задействована в полной мере, и церкви редко строились вручную, без использования современной техники. Поскольку в Европе сохранилось много настоящих средневековых церквей, а еще больше их подобий было построено в прошлом веке, многие люди по прежнему считают готический стиль «единственно правильным» в христианской архитектуре.
В XX веке произошло много перемен в моде, живописи и архитектуре. Появились новые технологии и материалы, такие как стеклопластик, бетон, алюминий. Наступил век, ощущавший свободу от наследия прошлого. Сегодняшние здания приобретают все большее разнообразие по мере того, как люди экспериментируют с разными стилями и пробуют новые сочетания.
В наши дни существует большая тяга к символизму, чем к живописи. Это с особенной ясностью видно в современных витражах, тканях, используемых в церковном обиходе, и в картинах (меньше — в скульптурах). Были также сознательные попытки приспособить церковную архитектуру к новым видам Богослужения, сложившимся в XX веке. Одним из недостатков церквей XIX века, построенных на волне «готического» энтузиазма, было то, что здания не соответствовали видам Богослужения, появившимся в те дни. Они оказывали ретроградное воздействие, так как Богослужение приходилось приспосабливать к зданию, а не наоборот.
Во многих современных церквах можно видеть отход от плана базилики с расположением алтаря в восточной части храма, преобладавшего на Западе в течение семнадцати столетий. Архитекторы экспериментируют с централизованным планом церквей православной традиции, где главные события происходят ближе к центру храма, а конгрегация собирается вокруг. Такую конфигурацию, например, имеет римский католический собор в Ливерпуле. Свобода от традиций выражается в строительстве некоторых весьма необычных храмов, из которых, пожалуй, наиболее известна церковь Святого Семейства в Барселоне (еще не достроенная).