ГлоссарииСтраница 2
«Оправдание верой»
Центральный догмат протестантства, сформулированный Мартином Лютером. Согласно ему, спасение достигается не посредничеством Церкви и не добрыми делами, а личной верой в Бога.
Патриарх
Высший духовный сан в православии. У древних иудеев патриархом называли председателя синедриона - высшего коллегиального органа власти в Иудее.
Первосвященник
Титул, данный Иисусу в Новом Завете (особенно в Послании к Евреям), символизирующий тот факт, что Он искупил грехи человечества своей безупречной жертвой.
Политеизм
Религии, почитающие многих Богов (например, индуизм).
Постмодернизм
Модернизм был отпрыском эпохи Просвещения (см. главу 18). Постмодернизм — собирательный термин, обозначающий новый взгляд на мир в эпоху быстрых перемен. «Постмодернизм представляет собой поток образов и вымыслов . Истина принадлежит людям, она вырабатывается обществом и развивается в процессе истории; она множественна и изменчива» (Дон Каппит). Истина считается относительной, а не абсолютной, а разнообразные озарения и откровения могут произвольно сочетаться, формируя новый взгляд на жизнь (эклектичный подход).
В Новом Завете Святой Дух имеет много наименований: Дух Божий, Дух Христа, Дух Иисуса, Дух Истины, Советник . Многие из этих наименований передают идею близости («имманентности») Бога, в противоположность «трансцендентности» Бога Отца.
Символ веры
Определение или резюме христианской веры. Наиболее ранние Символы веры можно найти в Новом Завете, к примеру, в Послании к Римлянам, 10:9 («Ибо, если будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься»), и в Первом послании к Коринфянам, 15:3 («Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию»). Более поздние Символы веры включают Апостольский Символ веры и Никейский Символ веры.
Синагога
Молитвенный дом и религиозная община иудеев.
Скиния
Переносное святилище, в котором «обитал» Бог во время странствий израильского народа в пустыне. Была предтечей Храма.
Спасение
Божественный акт, который, через свое высшее проявление в Иисусе Христе, приносит исцеление, целостность и воссоединение людей с Богом.
Сын Человеческий
В Синоптических Евангелиях Иисус именовал себя таким титулом. Ученые спорили о его происхождении, значении и даже о том, пользовался ли им Иисус на самом деле. Его корни, скорее всего, находятся в двух книгах Нового Завета. В книге Иезекииля Бог обращается к пророку как к «сыну человека», т. е. как к человеческому существу. В книге Даниила (7:13~14) Сын Человеческий предстает в виде устрашающей небесной фигуры.
Троица
Христианская доктрина о существовании трех ипостасей одного Бога. Развивалась в течение первых пяти веков христианства и содержится в Символах веры, утвержденных Великими Соборами — Никейским (325), Константинопольским (381) и Халкедонским (451). Но элементы этой доктрины можно найти в Новом Завете. Размышляя о значении Иисуса, первые ученики пришли к пониманию того, что он был «человек Иисус Христос» (1-е Тимофею, 2:5) и «Господь мой и Бог мой» (Иоанн, 20:28). В день Пятидесятницы они исполнились Святого Духа и восприняли этот опыт как тройственное действие или проявление Единого Истинного Бога, Творца и Искупителя мира.