Понятие религиозной ситуации и ее особенности в современном миреДополнительные материалы / Религиозные конфликты / Современная религиозная ситуация в мире и росссии, характер ее влияния на
возможность возникновения межконфессиональных конфликтов / Понятие религиозной ситуации и ее особенности в современном миреСтраница 7
Диагр. 1.
Состояние религиозности населения Земли в млн. чел. (середина 80-х годов ХХ века)
Сегодня можно сказать стало наоборот, политика очень часто использует религию в своих интересах.
То, что секуляризация стала свершившимся фактом, связано, как предполагают ученые-религиоведы, с завершением другого процесса – так называемый «проект модерна» постепенно привел к окончательной победе прагматизма. Современное общество ориентировано, прежде всего, на ощутимый результат всякого усилия и всякой деятельности. Более того, в нем существует своеобразный культ эффективности. Побеждают ценности прикладной науки: любая идея ценна настолько, насколько она может быть реализована в производственной практике. В конечном счете, все сводится к технологии, у которой главный критерий – технологичность.
Сегодня в научных трудах довольно часто можно найти мнение, что для общества определяющей стала эффективность «машины» – экономической, финансовой, политической, научной, социальной и т.д., и поэтому на шкале ценностей успех стоит выше материального благосостояния как такового. Подобное положение ученые называют дегуманизацией. Это, в частности, означает, что сегодня профессиональная деятельность и социальный статус человека сплошь и рядом не зависят от мировоззрения, религиозной веры, нравственных ориентиров, особых талантов, личных пристрастий. А, прежде всего, они зависят от способности «вписаться» в существующие механизмы.
Какое же место в этом технологичном мире отводится религии? По мнению А. Кырлежева, в досекулярном прошлом религия выполняла двойную функцию. С одной стороны, она, конечно же, участвовала в социальной «прагматике», исполняя роль общественного интегратора: религия давала сакральную санкцию общественному устройству, определяла мораль, мотивировала поступки, а также направляла мысль, «одушевляла» общество. Но с другой стороны, религия указывала человеку, как члену общества, на сверхвременные, духовные истины и тем самым придавала его существованию в мире внутреннюю глубину, а также нравственный смысл, далекий от «разумного эгоиз-ма». Она учила, что человек человечен постольку, поскольку он превышает простую «челове-ческую данность», потому что вечный Бог призвал его к духовному росту и свершению по ту сторону здешней, земной «результативности».
Когда же появились другие социальные интеграторы и мотиваторы, религия превратилась в частное дело отдельных индивидуумов. Это характеризует тот исторический период, когда большинство мирового сообщества все еще остается христианами, но прогресс человечества – то есть ориентация на эффективность, никак не связанную с религиозной верой – не имеет ничего общего с Церковью, скорее, наоборот.
В XX веке еще присутствовала ситуация, когда христианские ценности в какой-то мере определяли жизнь мирового сообщества. Так, например, православный богослов протопресвитер Александр Шмеман обращал внимание на тот факт, что послевоенная Америка – одновременно самая религиозная и самая секулярная страна в мире. Однако с завершением процесса секуляризации христианская религия перестает быть даже частным делом отдельных людей. Если раньше она еще могла укрываться в душах и умах тех, кто в обыденной жизни следовал законам «новой прагматики без Бога», то теперь – и именно теперь – христианство по существу становится принципиальным оппонентом современной постхристианской культуры. Применительно к христианству, по мнению ученых-религиоведов, парадокс секуляризации заключается в том, что культура окончательно перестает быть христианской в религиозном отношении, отдавая вопросы веры во власть свободного волеизъявления граждан. Это – вторая существенная особенность нынешней религиозной ситуации в «христианском мире».