Плотник из НазаретаИисус Христос в жизни / Плотник из Назарета / Плотник из НазаретаСтраница 1
У Андре Моруа как-то спросили, кто больше изменил историю — Цезарь или Наполеон. «Историю больше всего изменили историки», — с улыбкой ответил он. Эта острота, впрочем, имеет под собой веские основания. Взять, например, некоего Дионисия Малого, отнявшего у народов целых шесть или даже семь лет драгоценнейшего времени. Он первым попытался прояснить необычайно важный для истории вопрос, когда же родился Иисус Христос. И напутал. С тех пор мир живет как бы по фальшивому паспорту. Всякая точка отсчета требует поправки.
Необычайно яркая звезда взошла над маленьким городком Вифлеемом за семь лет до новой эры. Сюжет из сказки, конечно. Но вот великий астроном Иоганн Кеплер семнадцать столетий спустя сумел доказать, что звезда та взошла на самом деле. «Сближение Юпитера и Сатурна началось в конце февраля седьмого года до нашей эры. Юпитер вышел из знака Водолея, двигаясь по направлению к Сатурну в знаке Рыб .» Это сближение двух планет и дало ту яркую вспышку, по которой звездочеты и волхвы определили появление на земле этого необычайного человека. Мы в чудеса не верим, и это неверие изгнало чудо из нашей жизни. А тогда люди еще верили в них, и они действительно происходили.
Христос родился в коровьем хлеву. Мне легко представить ту значительную картину, когда юная мать в поисках лучшего места для новорожденного укладывает его в ясли, на свежее сено. Нутро коровьих загонов вряд ли изменилось с тех пор. И сейчас тут низкая загородка для сена называется замечательным деревенским словом «ясли». Это в хлеву самое чистое место. Сюда приносили коровий корм. И то, что первыми запахами, которые узнал Иисус Христос, были запахи сена, навоза и парного молока, делает бесконечно трогательным тот величайший для будущей истории человечества момент, в который явился он на земле. И корова смотрела на него глазами языческой богини. Помните, у греков: «Богиня волоокая Гера…» (Все-таки запомнилось кое-что из Гомера).
Меня с детства занимало слово «Спаситель». «Как это могло быть, — не верилось мне, — чтобы мальчик, родившийся в бедной семье галилейского плотника и матери-рукодельницы, мог спасти мир? И от чего именно надо было спасать тогда этот мир?» Теперь я понимаю, что отчасти эти детские безгрешные вопросы отдавали фарисейством. «Как может быть он Мессией, — высокомерничали когда-то фарисеи. — Разве мы не знаем его? Не он ли сын плотника с Нижней улицы Назарета?»
Чтобы ответить на эти вопросы, надо вернуться в библейскую старину, тысячи на две с половиной лет назад. Тогда народ впервые воспринял Божьи заповеди. Это были составные великой формулы нравственного здоровья людей. Далее с ними произошла жестокая метаморфоза. Ветхозаветные книги бывает больно читать. Бог общего братства где-то между книгой Исхода и книгой Чисел превращается в злобного маньяка, провоцирующего свой народ на расовую ненависть и кровопролитие, завещающего ему земли, богатства и власть над всеми другими народами. Неумная местечковая ярость сквозит в словах, приписываемых ему: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир. Если он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе. Если же он не согласится на мир с тобою и будет вести войну, то осади его. И когда Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нем весь мужской пол острием меча . А в городах сих народов, которые Господь Бог твой даст тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души . увидишь между пленными женщину, красивую видом . приведи ее в дом свой . если же она после не понравится тебе, то отпусти ее .»
Иисусу, конечно, известны были эти слова. «Бойтесь закваски фарисейской», — учил он. Это означало, что современные ему учителя народные густо подсыпали в тесто общего сознания дрожжи злобы и ненависти. И тесто это быстро всходило. Чаяния народа, обиженного обстоятельствами истории, принимало формы уродливые и недостойные. Он ожидал явления человека необычайного, в котором копившаяся веками ярость нашла бы свой выход. Вот в какую чудовищную поэзию все это отлилось: «Как прекрасен царь-Мессия, происходящий из дома Иудина. Он опоясывает свои чресла, выступает и повелевает начать битву против его врагов, и побивает их царей и начальников, и нет столь могущего, кто бы мог выстоять против него. Горы он обагряет кровью своих избитых врагов; одежды, обагренные их кровью, подобны гроздьям пурпурного винограда .» Или вот еще: «Господь отомстит за нас скопищам Гога. В оный час будет сокрушена сила народов; они будут как корабль, на котором сорваны снасти и сломана мачта, так что нельзя уже на ней поднимать парусов. Тогда Израиль разделит между собою сокровища народов — великую массу добычи и богатств, так что даже если среди него окажутся хромые и слепые, и те получат свою долю».