Бегство в ЕгипетИисус Христос в жизни / Детство и юность / Бегство в ЕгипетСтраница 2
Э. Бок. С. 110.
Ощущение бесприютности особенно сильно мучает Марию, которая теряет дом и родину в то самое время, когда только-только их обрела.
Э. Дин. С. 117.
…Тем острее были чувство оторванности от родины и мысль о дальнем пути, который предстояло преодолеть. Ведь Иосиф и Мария, в силу происхождения и воспитания, были достаточно образованными по тем временам людьми и не могли не думать о том, что они со своим младенцем идут теперь путями, которыми шел некогда к Синаю народ под водительством Моисея, только в обратном направлении — впереди была не Обетованная родина, а загадочная чужбина.
Э. Бок. С. 110.
Египет, во все века, был единственным местом убежища для всех жителей Палестины, укрывавшихся от ареста, преследования или недовольства. Перебежать за реку Риноколуру, нынешний Эль-Ариш, было можно в три дня, а на другом берегу кончались владения Иродовы.
Ф. Фаррар. С. 20.
В то время страна фараонов была как бы второй Иудеей, так как со времени Птолемеев, весьма благосклонно относившихся к иудеям и всячески поощрявших их переселение туда, там поселились сотни тысяч их, и в самой Александрии с ее 300 000 свободных граждан, из пяти кварталов города два и даже более были заняты иудеями. У них был там свой храм в Леонтополе, построенный за 160 лет до Р. Х., хотя они по большим праздникам и предпочитали ездить в Иерусалим. В Египте же сделан был, как известно, перевод библии на греческий язык, и этот перевод имел широкую распространенность, вытесняя собой еврейский подлинник, доступный только ученым раввинам.
А. Лопухин. С. 40.
О том, как Мария пришла в Египет и как возвратилась оттуда, подробно написано в книге о детстве Иисуса. Она шла через ужасные пустыни, в коих водятся дикие люди и звери. И вдоль всего пути ее растут по сию пору сухие розы, кои зовутся везде Иерихонскими, сарацинки же используют их от неплодия. А место, где Мария нашла себе пристанище, пришедши в Египет, лежит в двенадцати днях езды от Вифлеема. И нигде во всем мире те розы не встречаются, кроме оного придорожья, где растут они в вечную память о бегстве Марии.
И. Хильдесхаймский. С. 86.
В первый раз, когда Мария увидела львов и диких зверей, Она очень испугалась, и Иисус, с радостью глядя на Нее, сказал: не страшись ничего, Мать Моя, ибо не для того, чтобы испугать, но чтобы почтить Тебя, они идут к Тебе. И, говоря это, Он рассеял весь страх в сердцах их.
Львы сопровождали их иместе с быками, ослами и вьючными животными и не причиняли никакого зла, оставаясь кроткими среди овец и баранов, которых Иосиф и Мария взяли с собой из Иудеи. Они шли между волками и не ощущали никакого страха, и ни с кем не случилось никакой беды. Так исполнилось то, что сказал пророк: Волки будут пастись вместе с ягнятами, и лев и вол разделят одну трапезу .
Евангелие детства.
Апокриф (19).
Говоря о чисто внешней стороне события, было бы неверно представлять себе это путешествие в скудной простоте . Иосиф из Евангелия от Матфея, представитель самого знатного рода в стране, вместе с воспитанной в храме женой заботливо опекаемый первыми лицами из кругов священства, все же имел, по-видимому, известный достаток. При его социальном положении и возможностях мысль о долголетнем пребывании с семейством на чужбине едва ли так уж сильно его пугала. К тому же маловероятно, чтобы после визита трех восточных царей, чьи дары, конечно же, были не просто духовно-символическими, это семейство отправилось в путь в бедности и нужде.
Э. Бок. С. 109–110.
Было у них два вола и повозка, в которой везли необходимые вещи.
Евангелие Псевдо-Матфея.
Апокриф (19).
Есть предание, что на пути в Египет, куда вскоре должна была укрыть Младенца Богородица, на них напали разбойники, чтобы отнять осла, везшего бедную поклажу. Один из разбойников, увидя неописанную красоту Младенца, изумленно сказал, что даже если бы Бог принял на Себя тело человеческое, то и тогда Он не мог бы быть прекраснее этого Младенца. Разбойник не допустил своим товарищам ограбить путников и тогда Пречистая Дева пообещала этому разбойнику, что Божественный Младенец со временем отплатит ему за это. Это был, по преданию, тот самый разбойник, который со временем будет распят по правую сторону Христа и которому Господь сказал: «Днесь со Мною будешь в раю».
О внешнем облике Спасителя…
(по церковным преданиям). С. 26–27.
…Они пришли в пустынную местность, наполненную грабителями, и приготовились пройти ее во время ночи. И вот внезапно они заметили двух спящих разбойников, и близ них они увидели толпу других разбойников, которые были товарищами этих людей и также были погружены в сон. Этих двух разбойников звали Тит и Думахий. И сказал Тит Думахию: я прошу тебя дать этим путникам пройти спокойно, да не заметят их наши товарищи. И так как Думахий противился этому, Тит снова сказал ему: получи от меня сорок драхм и возьми в залог пояс мой. И он протягивал пояс ему, в то же время умоляя не звать товарищей своих. Госпожа Мария, видя этого разбойника, так расположенного оказать им услугу, сказала ему: да поддержит тебя Господь десницей своей и дарует тебе отпущение твоих грехов. И Господь Иисус сказал Своей матери: через тридцать лет, о мать, эти два разбойника будут распяты по сторонам от Меня: Тит по правую и Думахий по левую, и в тот день Тит будет прежде Меня в раю. И когда Он так сказал, Его мать ответила Ему: да отвратит Тебя Господь, Сын мой, от подобных вещей!