Иисус против Иерусалима (шаг второй)Иисус Христос в жизни / Иисус против / Иисус против Иерусалима (шаг второй)Страница 1
В феврале месяце или начале марта (33 г. по Р. Х. — Е. Г.) был собран совет первосвященников и в этом совете открыто был поставлен вопрос: могут ли вместе жить Иисус и иудаизм? Поставить этот вопрос значило разрешить его, и, не будучи пророком, как думает евангелист, первосвященник мог вполне произнести свой кровавый приговор. «Лучше, чтобы один человек умер за народ»…
Э. Ренан. С. 259.
Голоса врагов Иисусовых, по самой многочисленности их естественно были громче и сильнее в синедрионе. Чтобы достигнуть своей цели — склонить собрание к мерам насильственным, старались как можно красочнее изобразить мнимую опасность положения, в коем будто бы находилось отечество и синедрион…
Архиеп. Иннокентий. С. 44.
Собственно, один только Иоанн приводит обстоятельный рассказ о собрании большого совета, приговорившего Его к смерти. Сначала, повествует евангелист, некто обратил внимание на то, каким влиянием Иисус пользуется у толпы. Кроме того, было сказано, что действия Его опасны сами по себе, ибо могут вызвать гнев римских властей, гибельный для еврейской общины.
Ч. Додд. С. 122.
Поэтому, отложив покуда в сторону обвинение в богохульстве, которое не сообразовалось с их предположениями, они подняли бурю клевет, в которых можно было различить тройственное обвинение, что Он развращал народ, запрещал платить подати и называл себя царем.
Ф. Фаррар. С. 416.
Как это ни странно для первосвященников, которые принадлежали к саддукеям, всякое дело с религиозным характером было им противно и они обходили его с презрительным молчанием и игнорированием, свойственным саддукеям и нашего и всех времен. Но как правящая партия, они весьма живо принимали к сердцу то расстройство, которое религиозный энтузиазм обыкновенно производит в обыденной жизни общества, и всегда были готовы подавлять этот энтузиазм прежде, чем он успеет распространиться до опасных границ. Христос объявляет Себя Мессией, а с именем Мессии фарисеи и народ соединяли представление о политическом деятеле: итак, близка опасность народных волнений, восстаний, за которыми ясно определялось крушение личной власти всех этих первосвященников . Уже начал Иисус властное очищение храма, которое прямо подрывало доходы первосвященников…
Прот. И. Восторгов. С. 23.
Вследствие чего же произошел такой внезапный взрыв отчаянной и беспощадной вражды? Из изучения Талмуда я вполне убедился, что неистовый гнев священников возбужден был словами и деяниями Спасителя, относящимися к храму, на который они смотрели, как на свою собственность, а всего более Его торжественным очищением дома Божия от осквернения куплей-продажей…
Ф. Фаррар. С. 397.
Есть, впрочем, в этой вражде (судя по Евангелиям) что-то гораздо более глубокое, чем страх за судьбу национального наследия. Иисуса обвиняли в «кощунстве». Обвинение тяжкое. Люди считали, что Он оскорбляет то, чему они поклоняются, а это вызывало и злобу, и страх. Обвиняя другого в кощунстве, человек не столько судит, рассуждает, сколько отшатывается от того, что кажется ему осквернением святыни. Значит, что-то в словах и поступках Иисуса глубоко задевало людей определенного воспитания, склада, среды. Именно это гораздо сильнее, чем рассудочное неприятие, подтолкнуло фарисеев к неестественному (и очень недолгому) союзу со светскими властями, которые желали смерти Иисуса по совершенно другим причинам.