Анан — серый кардиналИисус Христос в жизни / Тень смертная / Анан — серый кардиналСтраница 1
Первосвященником в этом году, скажем словами четвертого евангелиста, совершенно точно рисующими нам степень унижения, до которого дошло высшее духовное лицо, был Иосиф Каиафа, назначенный Валерием Гратом и вполне преданный римлянам.
Э. Ренан. С. 259–260.
«Анна и Каиафа», — говорили в те дни о двух первосвященФ. Дидонниках, хотя Анна (по-еврейски Наnаn) давно уже не был первоФ. Дидонсвященником: так называли его, и даже всегда впереди Каиафы, не только из глубокого почтения, но и потому, что полною в синедрионе властью обладал он один; зять же его Каиафа, действительный первосвященник, был только слепым и послушФ. Дидонным орудием Ганана.
Д. Мережковский. С. 442.
.Ко временам нашего повествования первосвященником стал Иосиф Каиафа, утвержденный в этой должности предшественником Пилата; но значительная власть оставалась в руках его тестя Анны, которого за несколько лет до того вынудили «уйти в отставку».
Ч. Додд. С. 12.
С тех пор, как Иерусалим зависел от прокураторов, должность первосвященника сделалась сменяемой, и отрешения от должности повторялись почти каждый год. Однако Каиафа держался дольше других. Он принял свою должность на 25-м году, а потерял ее лишь в 36-м году.
Ф. Фаррар. С. 395.
О его [Каиафы] характере ничего не известно. Многие обстоятельства заставляют думать, что власть его была номинальной. Рядом с ним и выше его мы всегда видим другое лицо, которое в описываемую нами решительную минуту играло главную роль… Этим лицом был тесть Каиафы, Ханан [Ганан] или Анна .
Э. Ренан. С. 259–260.
…Последний, именно Анан Старший, был очень счастлив: у него было пять сыновей, которые все стали первосвященниками после того, как он сам очень продолжительное время занимал это почетное место. Такое счастье не выпадало на долю ни одного из наших первосвященников.
И. Флавий. С. 110.
Семь лет (7-14 гг. по Р. Х.) был он настоящим великим первосвященником и больше двадцати уже лет лишен своего сана прокуратором Валерием Гратом. Место его занял сначала Исмаил Бен-Фаби, потом оно перешло к сыну Анны Елеазару и, наконец, к зятю Каиафе.
Ф. Фаррар. С. 395.
Он [Каиафа] был гражданским первосвященником и находился в этом звании одиннадцать лет с 25 г. от Р. X., когда Валерий поместил его на эту должность, до 36 от Р. Х. когда Вителлий сместил его. Звание первосвященника передавалось римлянами в последнее время беспрестанно из рук в руки, так что, наконец, явилось их одновременно пятеро: Анна, Измаил-Бен Фаби, Елеазар Бен Ганан, Симон Бен Камгиф и Каиафа. Большая часть почестей, которые принадлежали званию Каиафы, переданы были Анану, Анне, — или, называя правильно по-еврейски, Ганану, который лишен был первосвященства римскими властями. Однако же он (как мы увидим после) носил звание Наси или Сагана, по крайней мере строгие иудеи глядели на него, как на действительного первосвященника, Каиафа же был первосвященником по имени и для виду.
И. Гуревич. С. 1.
После лукавого Анны (первого) в качестве его преемника первосвященником сделан был некий Измаил, который в свою очередь занимал первосвященство только в течение одного года. Затем первосвященство на год досталось сыну Анны, Елеазару, от которого перешло к Симону, а этот в свою очередь должен был уступить его своему преемнику Каиафе, зятю Анны, сделавшемуся впоследствии неправедным судьей Христа. Симон известен в раввинских летописях по одному несчастью, которое постигло его в ночь перед великим днем умилостивления. С целью скоротать долгие часы, в течение которых ему не позволялось спать, он занимался разговором с одним арабским князем; но, к его огорчению, этот язычник во время своей порывистой речи уронил ему на одежду каплю слюны и тем самым сделал его нечистым, так что в исполнении обрядов следующего дня место его должен был занять его брат. Столь частые и унизительные смены наконец настолько унизили первосвященство в глазах всех, что народ продолжал считать действительным первосвященником низложенного Анну, а не его преемников.
А. Лопухин. С. 98–99.
Несмотря на свои удачи, Анна оставил по себе только дурную славу и мы из других несомненных источников достаточно знаем его характер, чтобы не видеть в нем хитрого, тираничного саддукея, далеко не почтенного старика, несмотря на его семьдесят лет, но человека, исполненного змеиной злобы и мелочности, которые крайне противоречили со значением его имени (Ганан — в переводе «милостивый»).
Ф. Фаррар. С. 395.
Роскошь и гордость некоторых из этих самозванных первосвященников были поистине изумительны. Об Измаиле-бен-Фаби рассказывают, что его мать сделала для него одежду, которая стоила 100 мин, то есть около 5000 рублей (по курсу конца XIX века, когда писал свою книгу А. Лопухин, это была громадная сумма. — Е. Г.). Мать Елеазара-бен-Гарсома сделала для своего сына подобную же одежду, если можно верить этому, стоимостью в 20 000 мин, но одежда эта была столь тонка, что другие священники не позволяли ему носить ее, потому что он вследствие прозрачности материи казался в ней как будто нагим. Тут, конечно, нельзя не видеть преувеличения, так как вообще сказочное богатство этого миллионера-священника служит любимой темой раввинской фантазии. Но такое преувеличение во всяком случае имело свое достаточное основание в действительности. Первосвященство вообще снизошло в это время до последней степени испорченности. «К какому времени, — спрашивает раввин Иоханан, — относятся слова: страх Господень прибавляет дней? — Ко времени первого храма, который стоял около 410 лет и имел только 18 первосвященников от первого до последнего. — А к какому времени относятся слова: лета же нечестивых сократятся? — Ко времени второго храма, который стоял 420 лет и имел более 300 первосвященников, потому что если отнести 85 лет к правлению пяти исключительно удачливых первосвященников, то для всех остальных первосвященников остается не более, как по одному году на каждого».