ВоскресениеИисус Христос в жизни / Пятое Евангелие / ВоскресениеСтраница 4
Д. Мак-Дауэлл. С. 190.
Никодим был знаменитым фарисеем и членом синедриона. Он посетил Христа Спасителя в Иерусалиме ночью с целью подробнее и свободнее узнать учение Христово, и Господь открыл ему главные основы учения Евангельского. Он был очень богат, почтил Христа погребением, принеся 100 литров состава из смирны и алоя для помазания Тела Христова. Впоследствии принял крещение от апостолов.
Свт. Д. Ростовский. С. 515.
Существовал ли на самом деле этот человек? О Никодиме говорится, что он был фарисеем, а также, что он был известен как друг Иосифа из Аримафеи. Они оба были членами синедриона, который решал все вопросы религиозного содержания. Талмуд упоминает полное имя Никодима: Накдимон бен Гурион. Этот «сын Гуриона» был одним из трех самых богатых представителей знати Иерусалима. Позже повстанцы сожгли его хлебные поля. Талмуд рассказывает нам также о том, как однажды, когда знаменитый рабби Иоханан бен Закхай выезжал из Иерусалима на осле, он увидел на краю дороги бедную женщину, внешность которой показалась ему очень знакомой. «Чья ты дочь?» — спросил у нее рабби. «Я дочь Никодима, сына Гуриона», — ответила она. «Дочь моя, — продолжил свои вопросы рабби, — что произошло с богатствами дома твоего отца?». «Соль мамона — это нужда», — ответила ему женщина еврейской пословицей. Затем она рассказала рабби о том, что ее отец потерял свое состояние, и спросила, помнит ли он о том, как подписывал ее брачное свидетельство. Рабби повернулся к своим ученикам и рассказал им о приданом, которое упоминалось в брачном свидетельстве: «Миллион золотых динариев из дома ее отца». Тогда ученики напомнили ему, что Никодим не занимался благотворительностью, потому что на самом деле поговорка, которую произнесла женщина: «соль мамона — это благотворительность. (На иврите эти высказывания отличаются друг от друга лишь одной черточкой в букве). Согласно этому мы можем сделать вывод, что Никодим был человеком скаредным и консервативным как в духовных, так и в финансовых вопросах.
Р. Сантала. С. 109.
Как влиятельный фарисей, он, по-видимому, принадлежит к Великому Собранию. По Талмуду, его настоящее имя было Бонай. Он был священником, нес общественные обязанности и имел надзор за водами и источниками, чтобы удовлетворять потребности чужестранцев, которые прибывали в город на великие дни праздника. Он был жив еще во время осады Иерусалима Титом и принадлежал к одному из трех самых богатых иудейских семейств в столице. Когда против учеников Иисуса было возбуждено преследование, то его богатства были забраны в казну, и семейство его впало в бедность.
А. Дидон. С. 222.
Благодаря горячей, живой скорби и состраданию этих двух благородных и богатых учеников — тот, кто умер, как злодей, был погребен, как Царь. Ему назначили гроб с злодеями, но Он погребен у богатого. Тонкое полотно, принесенное Иосифом, было обильно умащено ста литрами мирры и алоэ, которые доставлены Никодимом…
Ф. Фаррар. С. 446.
Оно [погребение] было проведено в строгом соответствии с обычаями и законами Моисея (Втор. 21:23): «То тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день; ибо проклят перед Богом всякий, повешенный на дереве, и не оскверняй земли твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел»…
Б. Игер. С. 123.
В чем именно заключался обычай иудейского погребения? Усопшему закрывали глаза и рот, руки и ноги устанавливали в правильном положении, заворачивали в плащаницу и укладывали на землю со словами «от земли изошел и в землю отыдеши». Затем тело вынимали из плащаницы, обмывали теплой водой и умащали благовониями, после чего облачали в обычную одежду и хоронили. Когда по какой-либо причине эта вторая часть погребения не могла состояться, тело погребалось в плащанице.
Свящ. В. Синельников. С. 110–111.
Приготовляя тело к погребению по еврейскому обычаю, его, как правило, обмывали и расправляли, а затем туго обматывали от подмышек до голеней в полосы льняной материи примерно в тридцать сантиметров шириной. Благовония, которые нередко имели смолистую консистенцию, помещались между слоями ткани или между складками. Частично они служили консервирующим веществом, а частично — для склеивания полос ткани в подобие твердой оболочки…