Подвизаясь единодушно за веруИстория христианской церкви / Борьба католической церкви за выживание(100–313 годы) / Подвизаясь единодушно за веруСтраница 4
Климент Александрийский (не путайте его с Климентом из Рима, одним из апостольских учеников) родился после 150 года в языческой семье в Афинах. Он много путешествовал и изучал философию у разных учителей, прежде чем стал обучаться у Пантена. Он сотрудничал с Пантеном как руководитель Александрийской школы (до 190 года), а затем был главой школы (190–202), пока гонения не заставили его оставить этот пост. Климент стремился разработать христианскую философию. Греческую философию, по его мнению, нужно было сопоставить с христианством так, чтобы любой мог увидеть преимущество, величие и ценность христианской философии. Климент хорошо знал языческую литературу греков и в своих сочинениях процитировал около 500 авторов.
Сочинение Климента «Увещевание к еллинам» – апологетический благовестнический документ, написано примерно в 190 году с целью так убедительно показать превосходство христианства как истинной философии, чтобы язычники смогли признать его.
ЗАЩИТА ВЕРЫ
Апологеты |
Полемисты | |||||
Обращены из язычества В условиях внешних гонений Использовали в основном Ветхий Завет Защищали или разъясняли христианство Литературная форма – апология или диалог |
Выросли в христианской культуре В условиях внутренней угрозы еретиков Использовали в основном Новый Завет Нападали на еретические взгляды В форме полемической литературы | |||||
Главамгосударства |
Иудеям |
Противязыческихмыслителей |
Внешниенападки |
Внутренниенападки | ||
Юстин Мученик«Беседа с Трифоном» |
Языческкемыслители |
Еретикив Церкви | ||||
В ответна ложныеобвиненияАфинагор |
Порядочностьхристиантребуеттерпимостик ним |
Осуждениеязыческогоидолопоклонстваи развращенности |
Христианствопревосходитдругиерелигии(например,истинностьюпророчеств) |
Ориген:«Против Цельса» |
Ириней:«Против ересей» | |
Сочинение «Педагог» – это моральный трактат с наставлением молодым христианам. Христос представлен здесь как истинный Учитель, Который дал правила христианского поведения.
«Строматы» (букв, «ковер из лоскутков») показывает, что Климент был хорошо знаком с языческой литературой того времени. В книге первой христианство представлено как истинное знание, а христианин как истинный гностик. Климент полагал, что все истинное греческая философия заимствовала из Ветхого Завета и тем самым она участвовала в подготовке к принятию Благой Вести. В книге второй он показал, что христианская модель превосходит языческую. В книге третьей изложены взгляды христиан на брак. В книгах седьмой и восьмой, наиболее интересных, он показывает религиозную жизнь христиан.
Не подлежит сомнению, что Климент благожелательно относился к философии греков, но внимательное изучение его сочинений ясно дает понять, что, по его мнению, на первом месте в жизни христианина должна стоять Библия. В то же самое время он считал, что если вся истина принадлежат Богу, то и та истина, которая заключается в греческой философии, должна быть использована на службу Богу. Такая позиция представляла опасность, поскольку могла незаметно привести к слиянию христианства с греческой философией, и в результате получилось бы нечто отличное как от греческом философии, так и от учения Библии.
Климента на посту руководителя катехизической школы в Александрии сменил его ученик Ориген (ок. 185–254). В возрасте шестнадцати лет Ориген взял на себя заботу о своей семье, состоявшей из шести человек, когда был замучен его отец Леонид. Как сказано в одном из источников, он хотел быть замученным вместе с отцом, но мать спрятала одежду, и ему пришлось остаться дома. Он был настолько способен в учебе и так образован, что в 203 году в возрасте 18 лет был избран преемником Климента на пост главы школы и занимал это положение до 231 года.