Канонизация ученияИстория христианской церкви / Борьба католической церкви за выживание(100–313 годы) / Канонизация ученияСтраница 3
Крещение как акт посвящения в христианскую Церковь обычно проводилось на Пасху или в день Пятидесятницы. Вначале видимая вера в Христа и желание креститься были единственными требованиями, но к концу II века оглашенным (катехуменам) стали отводить испытательный срок, во время которого проверялась истинность их покаяния. До крещения оглашенным разрешалось находиться во время служения лишь в притворе церкви. Крещение совершалось обычно погружением, редко обливанием (окроплением). В этот период начали крестить младенцев (против чего возражал Тертуллиан, а Киприан, наоборот, поддерживал) и также больных. Церковь все больше почитала Тайную Вечерю и Крещение за таинства, которые мог совершать только священник.
Именно в этот период возникает годичный круг церковных праздников. Самым первым из них, скорее всего, была Пасха, взявшая свое начало от иудейской Пасхи, во время которой совершилось воскресение Христа. Великий пост – сорокадневный период покаяния и ограничения телесных желаний, предшествовавший Пасхе, был включен в годичный круг церковного поклонения еще до признания Рождества. Рождество же освободилось от языческих наслоений и стало рассматриваться как христианский праздник только примерно к 350 году.
Христиане вплоть до 313 года встречались в римских катакомбах и нередко совершали там погребение умерших. Катакомбы представляли собой подземные галереи длиной до нескольких километров, очень часто располагавшиеся на разных уровнях. В некоторых могилах в 1578 году обнаружены свидетельства христианского искусства – символические изображения рыбы, голубя и другие рисунки. Старейшим сохранившимся зданием, использовавшимся как церковь (не ранее 232 года), была домашняя церковь в Дура-Европос, раскопанная экспедицией Йельского университета.
Примерно в конце этого периода христиане начали строить церкви по образцу римских базилик. Церковь-базилика представляла собой продолговатое здание с портиком (притвором) на западной стороне, там молились оглашенные; с полукруглой апсидой на востоке, там размещался алтарь и во время службы находился епископ; и длинным центральным нефом, имевшим боковые нефы, или приделы, с обеих сторон. Обычно церкви этого периода были довольно просты, но после 313 года их стали все больше украшать, по мере того как христианство приобретало благорасположение государства.
Язычники по-прежнему считали поклонявшихся в церквах или катакомбах антиобщественными людьми, поскольку христиане, которых наставляли такие писатели, как Тертуллиан, избегали мирских развлечений и не желали включаться в политическую жизнь. Но христиане никогда не отказывались от общественной деятельности, если она не приводила к отрицанию Господа. Их любовь друг к другу, проявлявшаяся в праведной и счастливой жизни, в благотворительной помощи нуждающимся, производила огромное впечатление на их соседей-язычников. Римские императоры, убедившись, что уничтожить христианство невозможно, осознали в конечном счете необходимость заключить с ним союз.
Несмотря на внешние проблемы, созданные гонениями, и внутреннюю угрозу раскола из-за ересей, Церковь вышла из этого сложного периода с победой, однако с 313 по 590 год, когда произошло сближение Церкви с Римским государством, возникли новые проблемы.