Факт № 10. Поддержка важных свидетелейИстория христианства / Центральная фигура / Воскресший Господь / Факт № 10. Поддержка важных свидетелей
В судебное присутствие иногда приглашаются свидетели, обладающие особыми знаниями в связи с расследуемым делом, или люди, которые благодаря своим взглядам и воспитанию отражают точку зрения противоположной стороны. Двумя такими свидетелями в нашем расследовании являются иудейские ученые, не разделяющие христианских взглядов. Мы можем ожидать от них скептического отношения к христианским заповедям, но вот что д-р Геза Вер-меш из Оксфордского университета пишет о первом утре Пасхи:
«Во-первых, женщины, принадлежавшие к окружению Иисуса, обнаружили пустой гроб и убедились, что рядом никого нет. Во-вторых, слухи о том, будто апостолы украли тело, совершенно неубедительны. С психологической точки зрения, они были слишком подавлены и расстроены, чтобы пуститься на столь опасное предприятие. Но самое главное — поскольку ни они и никто другой не ожидали воскрешения, то не было смысла совершать подлог».
«Иудей Иисус»
Раввин Пинчас Лапид идет еще дальше: «Я воспринимаю воскрешение Иисуса не как выдумку его учеников, но как историческое событие».
Но возможно, самыми важными свидетелями являются те, кто испытал на себе преображающую силу воскрешения. Многие люди, чья жизнь пошла под откос (такие, как преступники и наркоманы), теперь ведут нормальную и даже творческую жизнь. Они отрицают, что перемена произошла в результате личной инициативы, поскольку им не хватало нравственной чистоты и духовной силы, чтобы привести
свою жизнь в порядок. Зато они утверждают, что «повстречали» воскресшего Господа. Они говорят об обретении чувства направления и нового источника энергии (см. главу 6). Такое свидетельство нельзя сбросить со счетов.
Проведя широкий обзор свидетельств воскрешения Иисуса, профессор Ф. Д. Моул из Кембриджа задает такой волнующий вопрос:
«Если появление назареян (т. е. христианской церкви) . проделывает огромную дыру в истории, размерами и формой точно соответствующую воскрешению Иисуса, что может сделать светский историк, чтобы закрыть эту дыру?»