Лютер и реформация в ГерманииИстория христианской церкви / Реформация и контрреформация (1517–1648) / Лютер и реформация в ГерманииСтраница 1
Недостаточно внимания уделялось Реформации как религиозному движению, которое происходило большей частью среди германских народов Северной и Западной Европы. Большинство наций, которые приняли принципы Реформации, никогда не являлись частью древней Римской империи и даже не граничили с ее территорией. Латинские нации Южной Европы не приняли Реформации и сохраняли верность Римской католической системе.
Возможно, рационалистический и критический дух Возрождения настолько овладел людьми Южной Европы, что их не заботили духовные проблемы. Похоже, они были удовлетворены религией, внешней и формальной, которая оставляла им свободу посвящать жизнь наслаждению материальным благополучием. Даже папы в эпоху Возрождения больше времени уделяли культурной деятельности, чем исполнению своих религиозных обязанностей. Как бы то ни было протестанская Реформация не нашла поддержки к югу от Альп, но ее принципы приветствовались народами тевтонского происхождения.
Это явление объясняется несколькими причинами. Германские гуманисты с их отрицательным сатирическим критицизмом Римской Церкви в таких книгах, как «Похвала глупости» Эразма Роттердамского и греческий Новый завет с представлением там позитивного христианства, были широко известны высшим образованным классам Северной Европы. Чтение возбуждало дух неудовольствия папской системы и желание провести реформы в религии.
Другой причиной может быть то, что мистическая традиция религии сильнее укоренилась на тевтонских землях, чем в Италии или Испании. Вы легко вспомните, что многие мистики были немцами или голландцами. Благочестивый бюргер, прочитав книгу «О подражании Христу», прилагал усилия к тому, чтобы сделать религию практичной. В это время они не были настолько умудрены в своей культуре, как жители Южной Европы.
Поскольку Германия не имела мощного национального правителя для защиты ее интересов, папству было легче выкачивать оттуда деньги. Открытие новых шахт дало Германии еще больше благополучия, и папство покушалось на него. Римская Церковь также владела большим количеством земли в Германии. Вдобавок немецкий средний класс испытывал на себе финансовые злоупотребления иерархии. Национальный дух и негодование по поводу вывоза богатств из Германии в своем сочетании создали атмосферу, благоприятствовавшую любому движению, которое могло привести к восстанию против Рима. Основным, однако, оставался вопрос, каким образом человек может спастись.
В Германии XVI века встретились человек и время. Германия получила своего Лютера, в котором все силы оппозиции Риму могли быть сконцентрированы в «Декларации духовной независимости». К 1517 году Лютер уже сформировался как человек и был критически настроен к системе индульгенций. Между 1518 и 1521 годами он был вынужден разорвать с Церковью. С 1522 по 1530 год протекал период организации, и с 1531 года до мира в Аугсбурге в 1555 году лютеранство, возглавляемое Лютером, а после смерти его другом – Меланхтоном, вошло в эпоху конфликта с папством и консолидации своих усилий.
1. Формирование Лютера до 1517 года
Мартин Лютер родился 10 ноября 1483 года в небольшом городе Айслебене. Его отец происходил из семьи свободных крестьян, жившей неподалеку от Айслебена. Он заработал состояние предпринимательством на медных рудниках и стал человеком со значительным достатком. К 1511 году он уже вложил свои деньги в шесть шахт и в две плавильни, но положение в семье еще было сложным, когда родился Лютер. Лютер воспитывался в суровой дисциплине того времени. Говорят, что мать однажды наказала его хлыстом до крови из-за того, что он как-то украл орех. Однажды утром в латинской школе в Манефельде его наказали пятнадцатью ударами кнутом. Его крестьянские родители, особенно его благочестивая, но суеверная мать, привили ему многие из суеверий их класса, но некоторые из этих ужасов преследовали его и в долгих попытках найти спасение для своей души. Любовь к тяжелой работе, сильная воля и практичный консерватизм присутствовали в нем от рождения. После недолгой учебы в школе Братства общинной жизни в Магдебурге Лютера послали в школу в Эйзенахе (1498–1501). Пищу и приют предоставили ему добрые друзья, такие, как Урсула Котта. Здесь он хорошо выучил латынь, которая была необходима для поступления в университет. В 1501 году в университете Эрфурта он начал изучать философию Аристотеля под влиянием учителей, которые следовали номиналистическим взглядам Вильяма Оккама. Вильям учил, что Откровение является единственным наставлением в вере. Рассудок является наставлением в поисках философской истины. Таким образом, изучение философии в Эрфурте познакомило Лютера с необходимостью божественного вмешательства для познания духовной истины и спасения. В 1502 или 1503 году он получил степень бакалавра искусств и в 1505 году стал магистром искусств.