Слово Божие?
В течение столетий вера в то, что авторы Писания получали вдохновение от Бога, была неоспоримой и широко распространенной. Так продолжалось до тех пор, пока философская мысль эпохи Просвещения (см. главу 18) не положила начало библейской критике. В современной Церкви бытуют различные взгляды на истинную природу божественного вдохновения. Дебаты идут по следующим вопросам:
• Чему учит Библия о самой себе?
• Как Иисус видел еврейское Священное Писание и пользовался им?
• Как авторы Нового Завета пользовались сочинениями Ветхого Завета?
• Обязательно ли «вдохновенный» означает «непогрешимый»?
• Всегда ли «вдохновенный» означает «вдохновляющий»?
• Вдохновлял ли Бог авторов текста и (или) сам текст? Значит ли это, что Святой Дух также вдохновляет читателей, помогая им понять истинный смысл Писания?
• Должны ли мы говорить о Библии как о «Слове Божием» или же она содержит Слово Божие?
В этом отношении можно привести два важных стиха из Библии:
«Все Писание Боговдохновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности».
2-е к Тимофею, 3:16
Это указывает на практическую природу Библии. Она написана для руководства и послушания. Слово Божие взывает к нам; оно звучит в темном мире, который отчаянно нуждается в свете. Понятие откровения (вдохновения, ниспосланного от Бога) жизненно важно для христианства. Христиане верят, что Библия открывает в остальном скрытые истины о Боге, жизни и о пути к спасению. «Откровение» означает не просто передачу знаний, но личное проявление Бога в процессе истории.
«Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым».
2-е Петра, 1:21
Это означает, что вдохновение от Бога не отменяет человеческого участия в передаче Его сообщения. Дебаты по поводу точной природы вдохновения продолжаются. Но все церкви признают непререкаемый авторитет Библии. Интерпретации и внешние формы могут различаться, но сама Библия является определяющим фактором христианской веры и поведения.