Аспекты молитвы
История христианства / Христианская вера и обычаи / Молитва и Богослужение / Аспекты молитвы

Молитва принимает различные формы.

Обожание

Чудо бытия Бога вызывает естественное обожание. Он находится за пределами нашего понимания, но Он явил Себя, в первую очередь и главным образом через Иисуса Христа. Бог рассматривается как Тот, перед Кем склоняется наш ум и сердце, так как в Нем заключена вся благодать и совершенство. Молитва может выражаться в словах, но иногда она выходит за рамки слов, достигая состояния безмолвного и бессловесного преклонения. Великий средневековый теолог Фома Аквинский, молившийся перед распятием, услышал голос, говоривший: «Ты хорошо написал обо Мне. Какую награду ты хочешь иметь?» Фома ответил: «Не хочу награды, но хочу быть с Тобой, Господь мой».

Благодарение

Этот аспект тесно связан с обожанием. Мы размышляем обо всем, что обогащает нашу жизнь, и иногда благодарим Бога за конкретные благословения. Но дело этим не ограничивается, поскольку весь промысел Божий, в прошлом и в настоящем, взывает к благодарению.

О, Всемогущий Господь, Отец всей благодати, Мы, Твои недостойные слуги, Смиренно и искренне благодарим Тебя За Твою доброту и милосердие К нам и ко всем людям. Мы благодарим Тебя за создание, сохранение И все благословения этой жизни, Но превыше всего за Твою неизмеримую любовь Во искупление мира Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом .

Из благодарственной молитвы епископа Эдварда Рейнольдса, 1599—1676

Исповедь

Исповедь начинается с осознания, что никто не безгрешен перед Богом. Помимо «греховности» (неспособности любить Бога и своих ближних от всего сердца) существуют конкретные грехи помысла, слова и действия, в которых следует покаяться, если мы хотим получить прощение от Бога и начать с чистого листа. Хотя нежелательно «рыться» в своей жизни, стараясь обнаружить все изъяны (это все равно невозможно), признание отдельных грехов очень важно и оказывает благотворное воздействие. Однако в христианском Богослужении исповедальная молитва имеет общий характер. Короткая и прекрасная «молитва Иисуса» из восточной православной традиции используется многими христианами: «Господь наш, Иисус Христос, Сын Божий, прости меня, грешного». Многие считают возможным и полезным делиться с другими людьми, в строго конфиденциальной обстановке, теми вещами, которые обременяют их совесть. Основные христианские церкви (например, Римская католическая и православная) осуществляют практику личной исповеди в присутствии священника. Некоторые верующие имеют больше уверенности в своем прощении, когда слышат об этом от полномочного представителя Церкви.

Ходатайство

В этой молитве проявляется забота об отдельных людях, группах людей, вещах и событиях. Поскольку Бог, в своей неизреченной любви, желает блага всему Творению, ходатайствующий молится с уверенностью, прося об исполнении безупречной воли Бо-жией. Он призывает благословение на то, что кажется необходимым с человеческой точки зрения, но сама молитва предстает как Боговдохновенный вклад в осуществление Его промысла. Почему Бог пожелал привлечь нас к Своему промыслу посредством молитвы, остается тайной. Но, ободренные примером Иисуса и Его учением, христиане принимают эту тайну с радостью, как великую привилегию.

Прошение

Библия поощряет нас к конкретным просьбам, обращенным к Богу. По этому поводу следует высказать три важных соображения:

1. Как показывает молитва «Отче наш .», суть просьбы заключается в более тесной связи с Богом в повседневной жизни. Мы приходим к пониманию своей полной зависимости от Его воли.

2. Иисус учил Своих учеников молиться Его именем; то есть молиться так, как Он. Это избавляет молитву от эгоизма и самолюбия. Как всегда, мы молимся с оговоркой, «впрочем, не моя воля, но Твоя да будет».

3. Любящий отец может ответить на просьбу ребенка словами «да», «нет» или «подожди». Любое из этих трех слов может служить ответом на конкретную молитву. Св. Павел испытал разочарование, когда молился об извлечении «жала из плоти». Но вместе с отказом Бог заверил Павла: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2-е к Коринфянам, 12:7-10).