Модернизация современного мира и ее влияние на развитие межконфессиональных
отношенийДополнительные материалы / Религиозные конфликты / Размышления о месте и роли межконфессиональных отношений в процессе
модернизации мирового сообщества / Модернизация современного мира и ее влияние на развитие межконфессиональных
отношенийСтраница 1
Модернизация - изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, вкусам. Применительно к обществу термин «модернизация» включает в себя индустриализацию, урбанизацию, растущий уровень грамотности, образованности, благосостояния и социальной заботы, а также более сложные и многосторонние профессиональные структуры.
Развитие межконфессиональных отношений определяется степенью развитости религиозного плюрализма в обществе. В качестве субъектов межконфессиональных отношений выступают как органы управления религиозных объединений, их официальные представители, так и служители религиозных объединений всех уровней, а также рядовые верующие.
Параллельное развитие динамичных религиозных движений, порождает различные противоречия между странами и народами, приводящие к межконфессиональным конфликтам. Так, например, разделение русского православия на три ветви, вызванное историческими обстоятельствами, спровоцировало целый ряд конфликтов внутри одной конфессии. 98 приходов Русской Православной Церкви заграницей и 26 (зарегистрированных, в действительности их больше, прим. автора) приходов Катакомбной Церкви вобрали в себя потенциальных членов Русской Православной Церкви Московского патриархата, а не католической или протестантских Церквей. Переходы осуществлялись, как это случилось в Суздале, целыми приходами с людьми, церковными зданиями и утварью. В Индии, где 80% индуистов и 11% мусульман религиозные конфликты, по оценке О.Артюкова, еще долго будут оказывать негативное влияние на политическую, экономическую и социальную стабильность. Здесь практически получается замкнутый круг – на каждую вылазку индуистских экстремистов мусульманские радикалы отвечают своей.
В другом суверенном государстве Республика Киргизстан, по мнению И.Ротарь, еще два года назад было большой редкостью встретить на улицах южнокиргизстанских городов женщину в хиджабе (платке, закрывающем волосы и шею, прим. автора), а тем более в парандже. Сегодня едва ли не большая половина жительниц южных районов Киргизии щеголяют в нарядах, «подобающих правоверной мусульманке». Местные власти упорно, но пока тщетно борются за устои «светского государства». Например, отдел образования города Джалал-Абад выпустил постановление, запрещающее школьницам ходить на занятия в платке, однако вскоре под давлением возмущенных родителей педагоги были вынуждены отступить.
«В моей школе ходят в хиджабе шесть учениц, все они - дети членов нелегальной партии «Хизбут-Тахрир», - говорит директор школы села Достук Джалал-Абадской области Розия Тохториева. - Эти люди буквально переполошили все село: они периодически распространяют листовки с требованиями ввести раздельное обучение для девочек и мальчиков. Мне так и не удалось заставить их дочерей снять платки, и сторонники «Хизбут-Тахрир» воспринимают это как свой успех на пути построения исламского государства».
Женщины в хиджабе - не единственное достижение сторонников халифата. В последнее время в южной Киргизии стали модны так называемые «исламские свадьбы»: во время этого празднества женщины и мужчины сидят в разных помещениях, категорически запрещены спиртное и современная музыка.