Модернизация современного мира и ее влияние на развитие межконфессиональных
отношенийДополнительные материалы / Религиозные конфликты / Размышления о месте и роли межконфессиональных отношений в процессе
модернизации мирового сообщества / Модернизация современного мира и ее влияние на развитие межконфессиональных
отношенийСтраница 9
Возьмем на себя смелость предположить, а также попытаться аргументировать свои рассуждения, что такая борьба, пусть не в самых решительных формах, не в самых больших масштабах и не с участием значительного количества участников, все же имеет место. Более того, можно даже, хоть и приблизительно, определить намечающуюся границу этой борьбы. По мнению профессора О.В.Золотарева, условно можно определить, что она, например, на российской границе или вблизи границ России, проходит по линии разлома, линии цивилизационно-культурного противостояния (культурно-исторической границе, далеко не всегда совпадающей с границами политическими) двух цивилизаций - европейско-христианской и мусульманской. При этом можно сказать, что она становится все более конфликтообразующей, уже сейчас имеющей немало точек высокого напряжения (крайняя степень напряжения может определяться, к примеру, использованием в борьбе вооруженных группировок). Какие это точки?
Если посмотреть на карту, то можно увидеть на этой условной линии с Востока на Запад немало «горячих» точек:
граница Таджикистана и Афганистана (вовлечены русские солдаты - представители христианской культуры и мусульмане-моджахеды);
Нагорный Карабах (христиане-армяне и мусульмане-азербайджанцы);
Грузия (христиане-грузины и абхазцы – и христиане, и мусульмане, а также грузины и южноосетины - христиане);
Чечня (мусульмане и христиане);
Северная Осетия и Ингушетия (первые - христиане, вторые - мусульмане);
остров Кипр (христиане-греки и мусульмане-турки);
бывшая Югославия (мусульмане-боснийцы, албанцы с одной стороны, христиане (православные) - сербы, а также христиане (католики) - хорваты - с другой).
Как видим, в данных конфликтах участвуют представители различных религий, культур, отличающихся по своей истории, языку, традициям, укладу жизни, быту, обычаям, обрядам, ценностям, приоритетам и др. Нередко бывает, что по этим признакам окружающие люди весьма просто разделяются на «своих» и «чужих», с вытекающими отсюда последствиями. И если к первым относятся как к близким, родным, то к остальным,- достаточно враждебно.
По мнению ученых, порой создается впечатление, что человечество иррационально возвращается в «золотой век» родоплеменных взаимоотношений первобытнообщинного общества, сбросив с себя все рациональное, научное, идеологическое, как бы разочаровавшись во всех фундаментально-культурных ценностях.
Мировой опыт учит, что для христиан религиозный конфликт обычно возникает на границе с мусульманским миром, в местах, где наблюдается экспансия ислама и впоследствии часто приобретает характер этнического конфликта. Часто их так и представляют, мало упоминая о неотъемлемой роли, которую играет религиозная вера в мотивации войны,
или о принадлежности участвующих в войне цивилизаций или этнических групп.
В другой ситуации, например, в Чечне или Ираке, джихад не уменьшается и не возрастает в отношении христиан,
но скорее
возникает и усиливается внутри мусульманской страны. Идет битва за классическое исламское государство, действующее по законам шариата и все, кто противятся этой цели, становятся жертвами.