Конфликт цивилизаций как следствие модернизации мира и его влияние на развитие
межконфессиональных отношенийДополнительные материалы / Религиозные конфликты / Размышления о месте и роли межконфессиональных отношений в процессе
модернизации мирового сообщества / Конфликт цивилизаций как следствие модернизации мира и его влияние на развитие
межконфессиональных отношенийСтраница 2
История развития человечества в определенном смысле есть история развития разных цивилизаций. В истории человечества существовало немало цивилизаций (разные авторы насчитывают их от 10 до 37, а первой считается шумерская, возникшая на территории, примерно, нынешнего Ирака). С.Г.Киселев отмечает, что системообразующим фактором образования цивилизации является, как правило, религия. Думается, с этим можно согласиться. С.Г.Кисилев группирует следующие цивилизации:
западная (ее еще называют западноевропейская, западно-христианская);
исламская, или мусульманская;
конфуцианско-буддистская (другие названия конфуцианская, китайская, буддистская, дальневосточная, тихоокеанская);
православная (или восточно-христианская, византийская);
индуистская;
японская;
российская;
латиноамериканская;
африканская
Цивилизация может включать в себя субцивилизации, то есть подцивилизации. Например, суннитская и шиитская субцивилизации исламской цивилизации, на которые в историко-культурном плане разделен весь исламский мир. Здесь уместно привести следующий пример. Кровопролитная война между Ираком и Ираном, которая велась почти десятилетие отличалась своей упорной борьбой во многом потому, что большинство иранцев - шииты, а иракцы - сунниты, иранцы относятся к индоевропейской этнической группе, а иракцы к арабской. Однако, что примечательно, уже через два года, во время войны в Персидском заливе (1991 г.), мусульманская культурно-историческая схожесть и единое неприятие западной цивилизации в определенной степени способствовали тому, что Иран помог Ираку спасти авиацию, предоставив свои аэродромы.
Можно привести и другой факт, характеризующий религиозную сплоченность мусульманского мира. С середины декабря 1994 года специалистами было отмечено резкое сокращение поступления оружия, боеприпасов и материальной помощи сепаратистским организациям в Кашмире и перебросок на территорию Индии мусульманских боевиков из Пакистана. Оказалось, в этот период, мусульманские экстремистские организации специально приостановили направление оружия и подготовленных боевиков в Кашмир, полагая, что в данное время они могут быть востребованы для развертывания вооруженной борьбы в Чечне.
В последнее время в печати появилось множество материалов, связанных с прогнозами возможных в будущем войн и конфликтов. Известны весьма оригинальные и заслуживающие внимания суждения. Например, уже упоминавшийся нами профессор Гарвардского университета США С.Хантингтон считает, что мировая политика вступает в новую фазу. В нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой и лежащей в ее основе религией.
В то же время, по мнению П. Бьюкенена, цивилизации не равноправны: Западная цивилизация и западная культура превосходят все остальные: Американцы составляют 4% мирового населения и обладают 30% мировой экономической и военной мощи, им попросту не пристало рассуждать о равноправии наций и государств .».
Сегодня нация-государство остается главным действующим лицом в международных делах. При этом политологи современности считают, что наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями - это и есть линии будущих фронтов. Грядущий конфликт между цивилизациями представляет собой завершающую фазу глобальных конфликтов в современном мире.