Конфликт цивилизаций как следствие модернизации мира и его влияние на развитие
межконфессиональных отношенийДополнительные материалы / Религиозные конфликты / Размышления о месте и роли межконфессиональных отношений в процессе
модернизации мирового сообщества / Конфликт цивилизаций как следствие модернизации мира и его влияние на развитие
межконфессиональных отношенийСтраница 3
Почему же, неизбежно столкновение цивилизаций? Вот как отвечает на этот злободневный вопрос С.Хантингтон:
Во-первых, различия между цивилизациями не просто реальны. Они - наиболее существенны. Эти различия складывались тысячелетиями и они не исчезнут в обозримом будущем. Они более фундаментальны, чем противоречия между политическими идеологиями и политическими режимами. В мировой истории именно цивилизационные различия порождали наиболее затяжные и кровопролитные конфликты.
Во-вторых, мир становится все более тесным. Взаимодействие между народами разных цивилизаций все более усиливается. Это ведет к росту цивилизационного сознания и углублению понимания различий и противоречий между цивилизациями и общности внутри них. Рост же цивилизационного самосознания приводит к обострению уходящих вглубь истории разногласий и враждебности.
В-третьих, наблюдается настоящий ренесанс религии, часто в ее фундаменталистском виде. А религия выступает одним из главных цивилизационных признаков и любые столкновения между конфессиями так или иначе обостряют отношения между цивилизациями.
В-четвертых, мы наблюдаем заметное снижение ценностей западного образа жизни в ряде государств незападной цивилизации и возврат этих стран к собственным культурным корням.
В-пятых, существует весьма жесткая привязанность людей именно к своей цивилизации. В классовых и идеологических конфликтах основным был вопрос «На чьей ты стороне?» и человек мог выбирать с кем он и против кого. Мы отчетливо видим, что коммунист может стать демократом, социалист - фашистом, бедный - богатым. Но русские при всем желании не смогут стать американцами, арабами или японцы - африканцами. И главным вопросом сегодня становится не «На чьей ты стороне?» а «Кто ты такой?» И мы знаем из опыта Югославии, Кавказа, Судана, Афганистана, Чечни, что, дав неподходящий ответ на этот вопрос, можно немедленно получить пулю в лоб.
В заключение С.Хантингтон пишет: «В конечном счете, для народов имеет значение не политическая идеология или экономический интерес. Вера и семья, кровь и убеждения - вот с чем люди себя отождествляют и во имя чего они будут сражаться и умирать. Именно поэтому столкновение цивилизаций приходит на смену холодной войне как центральный феномен глобальной политики .».
Далее хотелось бы отметить, что государства, приверженцы мировых религий развиваются различными темпами. Наблюдается рост могущества одних и падение силы других. Если взять государства одной основной религии изучить основные показатели их развития в динамике, суммировать эти показатели, затем то же самое проделать с государствами других религий, то можно получить определенное представление о тенденциях их развития.
Возьмем для примера демографическое развитие, которое самым непосредственным образом связано с развитием государств и, в том числе, с возможностью осуществления ими различных видов экспансии, в т.ч. - религиозной. С.Хантингтон в работе «Запад и столкновение цивилизаций» выразил убеждение в том, что одновременно с демографическим ростом происходит увеличение потребностей, поэтому в обществах, находящихся в стадии демографического расцвета, мы наблюдаем тенденцию к внешней экспансии, к захвату чужих территорий и к оказанию давления на народы с меньшей динамикой демографии. И совершенно нет гарантии, что эти народы принадлежат к одной вере. А это уже межконфессиональный конфликт.