Характер и личность ИисусаИисус Христос в жизни / Пятое Евангелие / Характер и личность ИисусаСтраница 15
Волосы, темные, почти черные, спускались с середины широкого и довольно большого лба по обеим сторонам Лика. Закрывая уши, они соединялись с бородой. Нос прямой, немного длинный, но пропорциональный; усы едва покрывают верхнюю губу, но нижняя совершенно открыта; так что хорошо видны прекрасно очерченные губы.
О внешнем облике Спасителя…С. 4.
.Благообразный, располагающий к себе вид, высокий рост, стан несколько согбенный, брови нахмуренные, нос правильный, волосы кудрявые, борода черная, лицо пшеничного цвета — как у Матери, пальцы продолговатые, голос звучный.
Иоанн Дамаскин (?). С. 8.
Самое древнее (скульптурное) изображение Господа нашего Иисуса Христа находится (так же) в римских катакомбах, в часовне святого Климента. «Спаситель . представлен здесь в бюсте с лицом овальным, несколько продолговатым, вида важного, приятного и задумчивого, с бородою короткою и редкою, с волосами, посреди чела разделенными на две стороны и падающими на плечи; совершенно таким же, каким Он изображен на пяти гробницах Ватиканского кладбища, коих стиль и отделка принадлежат, по всей вероятности, к веку Юлиана» (IV в. по Р. X.).
М. Барсов. С. 341.
Сияние и величие Божества, сокрытое во плоти, просвечивало на Его лице и придавало Ему привлекательность, которая покоряла всех, кто имел счастие созерцать Его….
Блаженный Иероним.
Цит. по: М. Барсов. С. 343.
Св. Иоанн Златоуст говорит, что «Божественный Отец в полном изобилии излил на Него ту личную красоту, которая лишь по каплям дается смертному человеку», и бл. Августин, со своим обычным сильным красноречием, говорит, что «Христос был прекрасен на лоне Своей Матери, прекрасен на руках Своих родителей, прекрасен на кресте и прекрасен в гробнице».
А. Лопухин. С. 176.
К глубокой древности относится обычай изображать Иисуса Христа в длинном хитоне, с длинными волосами, с небольшой раздвоенной бородой. Так Спаситель отображен уже на иконе II века, которая сохранилась в римских катакомбах. <…>
На древних христианских саркофагах Господь изображается почти так же, как на современных иконах: в длинном хитоне и мантии, со свитком, жезлом, крестом или ключами в руках. Он так юн, что на лице еще нет бороды, а волосы слегка вьются. Обычай такого изображения Спасителя сохранялся до Х века это видно на мозаиках базилики Святого Марка в Венеции.
0 внешнем облике Спасителя…
По преданию Православной Церкви. С. 11.
Это тот тип, который вдохновлял Леонарда да-Винчи, Рафаэля, Аннибала Карраша. Он встречается в течение всего византийского периода и в древних мозаиках Рима и Равенны; он сохранился в течение всех средних веков и таким образом дошел до первых художников эпохи Возрождения.
А. Лопухин. С. 1040.
Микеланджело, ярый приверженец платонизма, на фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле изобразил Иисуса красивым безбородым юношей, что было встречено в штыки многими папскими сановниками. Еще интереснее в этом смысле его незавершенная скульптура, установленная слева от алтаря в римской церкви Санта-Мария супра Минерва. Иисус изображен нагим, гармонично сложенным юношей, похожим на греческого бога, с крестом в руке. Скульптура вызвала среди святош бурю возмущения, после чего на нее надели нелепую бронзовую набедренную повязку. Но среди широких масс статуя стала предметом культа, так что пришлось прикрыть бронзой еще и одну ступню, чтобы мрамор не пострадал от бесчисленных поцелуев верующих.
З. Косидовский. С. 386.
…Казался старше своих лет.
Иоанн.
Удивительно, но Тот, Чей облик сохранился на Плащанице, скорее стар, на вид Ему гораздо больше тридцати трех лет. Были ли тому причиной перенесенные страдания или средняя продолжительность жизни две тысячи лет назад (она составляла около сорока лет, и тридцатилетние выглядели пожилыми людьми)?
М. Дмитрук. С. 13.
Ириней говорит как о достоверном факте, заимствованном преданием от евангелиста Иоанна, что Спаситель во время Своей смерти был между сорока и пятидесятью годами от роду .
Ф. Фаррар. С. 369.
Дело в том, что, по словам Иоанна (8:57), иудеи однажды заметили Иисусу: «Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама?» Но смысл этого замечания, конечно, только тот, что Иисус еще не достиг преклонного возраста.
Д. Штраус. С. 208.
.Одно лишь, пожалуй, не подлежит сомнению: св. Иоанн не выдумал эти пятьдесят лет. В описанном им эпизоде нашло отражение представление о возрасте Иисуса, распространенное в его время в некоторых кругах христиан.