Обращение
История христианства / Центральная фигура / Христианское восприятие Бога / Обращение
Страница 1

«Человеческое сердце ожесточилось и очерствело. Бог должен дать человеку новое сердце. Обращение есть в первую очередь милость Божья, позволяющая нашему сердцу обратиться к Нему . Бог дает нам силу начать сначала».

Катехизис католической церкви, 1994

Св. Августин родился в Алжире от отца-язычника и матери-христианки. В течение многих лет он боролся с христианской верой. В 386 году от Р. X. он находился в своем саду, когда услышал слова, произнесенные ребенком: «Возьми и прочти».

Он взял Писание и прочел следующие слова из Послания св. Павла к Римлянам: «Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (к Римлянам, 13:13-14). Этот момент стал поворотным пунктом для Августина и для всей Церкви. С тех пор он поставил свой незаурядный ум на службу вере Христовой.

Значительно позднее американец Чарльз Колсон испытал сходное переживание. Он был глубоко вовлечен в бесславный Уотергейтский скандал с президентом Никсоном, но встретил живого Христа, который дал ему новые ценности и направление в жизни. Он написал об этом в книге «Рожденный снова»; название было взято не по прихоти, но из книги гимнов римско-католической церкви, принадлежавшей его жене! Теперь Чарльз Колсон стал христианским священником и выказывает особенное участие в судьбе заключенных.

В молодости Дэвид Гривз попал в тюрьму за тяжкое преступление, связанное с насилием. Он читал о Ники Крузе, лидере безжалостной шайки в одном из американских городов, который драматическим образом обратился к Христу. Освободившись из тюрьмы, Дэвид повстречал друга, который, как и Ники Круз, испытал на себе благодать Божьей любви. Вот что он пишет об этом:

«Бог простил его, и в тот вечер я подумал: "Если Бог существует, любит людей и может прощать, то разве Он не сделает это для меня, если я помолюсь Ему?" Я вознес простую молитву о прощении. Пока я молился, у меня не было огненных видений, зато потом ощутил настоящую чистоту, которая пришла изнутри и смыла мои грехи, стыд и чувство вины. Моя жизнь снова наполнилась смыслом и радостью».

Жизнь Малькольма Уорсли складывалась примерно так же, как у Дэвида Гривза. В день очередного освобождения из тюрьмы надзиратель пообещал ему: «Ты еще вернешься». Он был прав: Уорсли действительно вернулся, но как сотрудник, а не как заключенный! Подобно Дэвиду, Малькольм обратился к Христу. Он прошел курс обучения работе с условно освобожденными преступниками и теперь помогает людям, попавшим в зависимость от наркотиков. В июле 1996 года Малькольм получил сан пастора англиканской церкви.

Архиепископ Энтони Блум отличался от Дэвида Гривза и Малкольма Уорсли почти во всех отношениях: по своему образованию, характеру и культурной среде, в которой он рос. В молодости он был хирургом, вступил в движение Сопротивления во время Второй мировой войны и стал главой Русской Православной Церкви в Британии. С ним тоже произошло замечательное событие, придавшее смысл и направление всей его будущей жизни.

Еще подростком он хотел доказать себе ложность христианской веры, поэтому стал читать Евангелие от Марка (он выбрал это Евангелие лишь потому, что оно самое короткое!). Далее он пишет:

«Дочитав до третьей главы, я внезапно осознал чье-то присутствие с другой стороны моего стола. Уверенность в том, что это Христос, была так сильна, что с тех пор это чувство никогда не покидало меня. В моей жизни произошел настоящий переворот. Поскольку я находился в присутствии живого Христа, то мог с уверенностью утверждать, что все, сказанное в Евангелии о распятии Пророка из Галилеи, было правдой, как и слова центуриона: "Истинно, Сей есть сын Божий"» («Школа Молитвы»).

Хью Монтефиоре, англиканский епископ Бирмингема с 1978 по 1987 год, имел сходный опыт восприятия Бога. Он рос в еврейской семье и ходил в школу Рэгби. Как-то вечером, сидя в своей комнате, он ощутил присутствие существа, облаченного в белые одежды. В своей автобиографии он пишет: «Я услышал слова: "Следуй за Мною". Одно небо знает, каким образом, но я понял, что это был Иисус; в ту пору я ничего не знал о Нем». Далее он говорит, что «это было неописуемо благостное событие, наполнившее меня беспредельной радостью. Я не мог не следовать Его указаниям . они сформировали всю мою будущую жизнь» («О Боже, что дальше?»).

Когда мы говорим об обращении в христианскую веру, следует отметить еще два важных пункта. Во-первых, это фраза «преображение жизни». Многие духовные авторы настаивают, что обращение является длительным процессом. Мы ежедневно должны бороться с искушениями и обращаться к Христу. Во-вторых, христианское послушание не зависит от драматических переживаний. Из Нового Завета следует, что Тимофей (молодой соратник апостола Павла) пришел к вере постепенно, через влияние христианской семьи (2-е к Тимофею, 1:5, 3:15). Исследования позволяют сделать вывод, что лишь незначительное меньшинство христиан пережило драматические моменты, способствовавшие их обращению. Путь к вере менее важен, чем общий итог. Дэвид Л. Эдварде, бывший капеллан в Палате Общин, ясно и доходчиво говорит об этом:

Страницы: 1 2