Иоанн Креститель и ИисусТеория происхождения христианства / Иисус до Христа / Иоанн Креститель и ИисусСтраница 1
В евангелиях Иисус представлен в очень неясной тесной связи с Иоанном Крестителем — темной, загадочной фигурой, вырисовывающейся в самом начале карьеры Иисуса и пользующейся практически той же формулой, что и Иисус: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2).
Образ Крестителя остается непоправимо смутным. Все, что мы знаем о нем, содержится в евангелиях и в труде Иосифа Флавия, нашем единственном источнике всего этого периода. (В евангелиях — около пятнадцати упоминаний о Крестителе и одно — в труде Иосифа.)
Иосиф характеризует Крестителя как «хорошего человека», чье обращение к евреям состояло только из нескольких прекрасных советов относительно добродетели, справедливости и набожности. Он объясняет смерть Иоанна от руки тетрарха Ирода Антипы невразумительными страхами последнего перед тем, что этическая проповедь Крестителя могла привести к движению за свержение Ирода, во избежание чего он схватил Иоанна, заточил его в тюрьму и убил. Иосиф выдвигает особый пункт о невиновности Крестителя: по его мнению, все, чего тот хотел, так это — очистить крещением тела тех, чья добродетельная жизнь уже очистила их души, и таким образом сделать их приятными Богу. Именно красноречие Крестителя, заключает Иосиф, привлекало к нему людей и встревожило Ирода.
В Евангелии от Иоанна проповедь Крестителя передана лишь как простой призыв «покаяться», приведенный выше, а также заявление, что выполнению обетования (которое, подобно Царству Божьему, было частью еврейской веры) будет предшествовать великое очищение огнем. Он призывал своих слушателей просто измениться, что позволит им жить в соответствии с Божьей волей; это раскаяние подготовит и тело, и душу к приходу Мессии, который должен возвестить установление Царства Божьего.
Таким образом, вклад Иоанна в агитацию за Царство Божье вылился в угрозу наказания и в объявление благой вести о его неминуемости (первоначальный смысл слова «евангелие»).
Вероятно, смысл страстного призыва Иоанна следует расшифровать так: «Раскайтесь так, чтобы могло прийти Царство Божье», т. е. его крещение было эффективным средством создания такого Царства, а также способом обеспечить доступ в Царство для отдельного кающегося грешника.
В различные периоды становилось популярным представление, что Иоанн Креститель был связан с эссенами, монастырской сектой, члены которой совершали ежедневные ритуальные омовения, жили в уединении и имели главный монастырь, возможно, близ Мертвого моря. Касаясь этого вопроса, Иосиф Флавий ясно говорит о связи их с Иоанном, но существуют некоторые важные различия, заставляющие сомневаться в этом факте. Похоже, что крещение Иоанна было обрядом, через который люди проходили только один раз, в качестве посвящения новообращенного, «раскаявшегося», тогда как у эссе-нов это были простые ежедневные омовения. Если здесь и имело место сходство с сектантами из монастыря или монастырей Эйн Геди в Кумране, с их общей жизнью и их ритуалом, то евангельский текст скрыл его от нас — эта вероятность, разумеется, вполне допустима.
В ином случае Иоанн был бы нетрадиционным явлением своего времени. В те времена пустыня была излюбленным местом встреч всех недовольных. Это не была просто дикая местность — у Марка, например, пустыней названа нижняя долина Иордана близ Мертвого моря. Она покрыта густой растительностью, включая настоящие деревья; а в том месте, где по христианской традиции проходило крещение Иисуса Иоанном, река Иордан напоминает бурную американскую или европейскую реку. Слово «пустыня» просто означало, что территория была в основном не заселена, за исключением монастыря, нескольких становищ пилигримов и т. д.
Что касается одежды и еды Иоанна, то он «носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед» (Мк. 1:6). Это было традиционно для пророков. Саранча и дикий мед — великолепная еда, которую все еще потребляют многие люди. Илия, иудейский пророк, был «волосатым мужчиной, носившим семейную мантию и кожаный пояс на бедрах».
Короче говоря, по внешнему виду Иоанна, как он представлен в евангелиях и работах Иосифа, пожалуй, можно заключить, что он соответствует пророческой традиции классического иудаизма. Иоанн проповедовал, потому что его вдохновил Бог.
Что касается самого крещения, то мы можем увидеть из евангелий, что оно обладает тремя качествами: это был обряд очищения, напоминающий обычные иудейские омовения; это был ритуал посвящения в реальное братство кающихся грешников, вероятно, ожидающих скорого установления Царства Божьего; это было также иудейским крещением новообращенных, вводившим неевреев в иудейскую общину, так же, как и крещение Иоанна восстанавливало качество сына Авраамова в тех, кто впал в грех.
Ничего не известно о том, как именно совершал ритуал крещения Иоанн и какова его личная роль в нем. Хотя Иосиф и евангелия сходятся на факте крещения, во всем другом они расходятся. Иосиф пишет об этом лишь как о символе морального события, тогда как авторы евангелий, несомненно осмысливавшие в свою эпоху христианское крещение, приписывали ему практическую действенность против греха. Однако дело в том, что такие подробности ускользают от нас.