Суд над Иисусом. АнализТеория происхождения христианства / Иисус до Христа / Суд над Иисусом. АнализСтраница 2
Когда Пилат спросил у Иисуса, является ли он царем, и Иисус допустил эту возможность, Пилат после этого вышел к евреям и сказал им, что он не нашел в нем никакой вины. И тогда Пилат предлагает в качестве компромисса освободить Иисуса ради праздника Пасхи. Иудеи отказались: они потребовали освобождения Варав-вы. Пилат идет еще дальше по пути уступок: он предлагает высечь Иисуса, что, по крайней мере, спасло бы тому жизнь, в то же время дало бы иудеям удовлетворение в принципе. Но это не удалось: иудеи настаивали на требовании казнить Иисуса, потому что он сделал себя Сыном Бога (Ин. 19:5—7). Пилат допрашивал Иисуса по поводу этого нового обвинения и вновь нашел его невиновным (Ин. 19:8— 11), хотя очевидно, что это уже выходило за пределы его компетенции и его интересов. Тогда иудеи снова подняли вопрос о политическом обвинении и, угрожая Пилату осуждением в Риме за недружественное поведение по отношению к власти Цезаря, убедили его занять свое место в суде и вынести приговор. Хотя стих «тогда наконец он [Пилат] предал его им на распятие» (Ин. 19:16) показывает, по-видимому, что Пилат отдал Иисуса иудеям для распятия (что, как мы уже видели, совершенно невозможно), это утверждение противоречит замечанию, которое следует сразу после него: «Пилат же написал и надпись и поставил на кресте: Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19). Соответственно в четвертом евангелии Пилат уже явно находится в центре этого важного действа.
Если мы сравним повествование о суде синедриона в четвертом евангелии со свидетельствами синоптических евангелий, то мы увидим, что суд синедриона у Иоанна, по существу, не говорит нам ничего. Двумя элементами, подчеркиваемыми в синоптическом повествовании, являются предсказание Иисуса о разрушении Храма и постройке его заново и его утверждение о том, что он Сын Человеческий (общепринятый синоним Мессии), грядущий на облаках небесных. У Иоанна первый элемент переносится в начало карьеры Иисуса, где он непостижим с точки зрения повествования о суде синедриона, в то время как второй элемент полностью опускается. Этот пропуск, возможно, объясняется последующим развитием чисто теологических аспектов жизни Иисуса, некоторым образом конфликтующим с понятием Сына Человеческого, грядущего на облаках, сама древняя формула которого (поскольку не делается никаких ссылок на Воскресение и прославление Иисуса), очевидно, предшествует последующему центральному интересу нового культа. Мимоходом заметим, что это высказывание Иисуса, вероятно, подлинное по той же самой причине; это, возможно, воспоминание о весьма важной вере Иисуса в Царство Божье, провозвестником которого он был. Теперь давайте рассмотрим суд подробнее.
Во всех четырех евангелиях та манера, с которой иудеи просто призывают Пилата разобраться со случаем, предположительно интересным только для них самих, должна насторожить нас. Например, у Марка мы читаем:
«Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связавши Иисуса, отвели и предали Пилату. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. И первосвященники обвиняли Его во многом. Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? Видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился» (Мк. 15:1 —5). Соответственно приходится предположить, что Пилат остался в распоряжении евреев в праздничный день, когда он, кроме того, должно быть, прекрасно знал, что не должно быть никакого суда. Затем он просто задал Иисусу прямой вопрос, связанный с главным обвинением, — утверждал ли тот, что он Мессия. Римское правосудие обязательно должно было вести подробный протокол. Абсурдность такого «допроса» перещеголяла прямой ответ Иисуса в утвердительной форме — «ты говоришь». Поскольку Иисус, описываемый в дошедших до нас текстах, всегда запрещал своим ученикам утверждать то, что он Мессия, его собственное признание в этом в тот момент, несомненно, выглядит очень странно.
Естественно, было много дискуссий о природе этого утверждения — «ты говоришь» или в более разговорной форме — «это ты так сказал». Но поскольку авторы этого евангелия затрагивали тот смысл, который может быть только утвердительным, ибо мы подготовлены к этому точно таким же недвусмысленным ответом Иисуса, который уже дан на предполагаемом суде, прошедшем до синедриона, когда первосвященник спросил его, Мессия ли он, и Иисус сказал: «Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мк. 14:62). Таким образом, ясно, что Иисус заранее признал обвинение, выдвинутое против него перед Пилатом, а также перед синедрионом.