Суд над Иисусом. АнализТеория происхождения христианства / Иисус до Христа / Суд над Иисусом. АнализСтраница 3
Весьма странна одна любопытная параллель между двумя выступлениями — перед синедрионом и Пилатом. Мы не можем избавиться от ощущения того, что здесь неправдоподобно продублированы те же самые данные. Например, в повествовании о суде перед синедрионом синоптическими евангелиями подчеркивается выдвижение обвинения в том, что Иисус объявляет себя Мессией, в то время как по существу никакое религиозное преступление, как мы уже видели, не могло заинтересовать Пилата. «Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос [то есть Мессия], Сын Благословенного?» (Мк. 14:61). Последняя фраза, разумеется, весьма специфична для иудеев.
Разделение суда у Марка организовано таким образом, чтобы подчеркнуть следующие три эпизода:
— отсутствие свидетельств (14:55 и сл.);
— допросы Иисуса (14:60 и сл.);
— оскорбительное обращение с Иисусом со стороны публики и слуг (14:65 и сл.).
Идентичные эпизоды просто повторяются в повествовании о суде Пилата в виде:
— показаний иудеев,
— допроса Пилатом и
— оскорблений со стороны солдат.
Очевидно, что это повествование представляет собой дубликат тех же самых фактов, всего, что там происходило, а поскольку действительной сердцевиной этого вопроса, очевидно, является осуждение Иисуса и его казнь римлянами по политическому обвинению, то мы вынуждены ощутить, что случайная параллель возникает из-за того, что суд синедриона здесь излишен. Этот суд перед синедрионом в действительности, по-видимому, является не чем иным, как искусственным приемом; он был введен для того, чтобы положить смерть Иисуса к дверям евреев, точно так же, как знаменитый эпизод с Вараввой, который мы теперь рассмотрим, был вставлен с целью сделать римского прокуратора гарантом невиновности Иисуса.
Это незначительный, хотя, возможно, интригующий, вопрос: каким образом первоначальный рассказчик мог знать то, что происходило в предполагаемую ночную сессию синедриона, так как Симон-Камень (Петр), который был единственным учеником, физически достаточно близким к этой сцене, чтобы кое-что отсюда извлечь для себя, был занят отречением от своего Господа в часы, когда начинают петь петухи (Мк. 14:53 — 72). Можно, конечно, предположить возможность, что информантом был Иосиф из Арима-феи или какой-нибудь другой член синедриона, который был обращен после воскресения, но этот суд никак не мог происходить перед глазами самих авторов евангелий.
Простого сопоставления Евангелий от Матфея, Луки и Иоанна совершенно достаточно для того, чтобы нарастающая тенденция к обвинению иудеев в смерти Иисуса оказалась совершенно бесспорной.
У Матфея (27:11 — 19, 24—26):
Пилат настаивает на освобождении Иисуса, доказывает, что евреи действуют из зависти; сон его жены; он умывает руки; евреи принимают на себя его ответственность.
У Луки (23:6 — 16, 21—25):
Пилат посылает Иисуса к Ироду, и именно Ирод и его солдаты оскорбляют Иисуса, а не Пилат; Пилат недвусмысленно говорит, что Иисус невиновен; он не осуждает его и даже при настойчивости евреев фактически не осуждает его формально.
У Иоанна (18:38, 19:6, 12—16):
Пилат три раза объявляет Иисуса невиновным и лишь из личного страха перед императором предает Иисуса, но фактически не осуждает его формально.
Мы вынуждены отсюда заключить, что существует прогрессирующее развитие текстов евангелий в направлении переноса вины в смерти Иисуса на евреев; если мы проследим это развитие в обратном направлении, то наше мнение будет подкреплено, поскольку мы увидим, что выдвижение этого обвинения против иудеев имело место между Марком и четвертым евангелием, следовательно, ранние христианские записи, должно быть, всю ответственность за казнь Иисуса возлагали на римлян, а не на иудеев.
Эта общая тема еврейской вины в дальнейшем подчеркивается в знаменитом эпизоде с Вараввой. Весь этот эпизод очень необычен. Вот как он дан у Марка:
«На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них. Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? Они опять закричали: распни Его! Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его! Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие» (Мк. 15:6 — 15).