Римско-иудейская война: разрушение храмаТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Римско-иудейская война: разрушение храмаСтраница 1
Имело ли предприятие Иисуса мирское значение, что, по-видимому, доказывается существованием полицейских предписаний против потомков Давида, которые все еще оставались в живых до конца первого столетия, или нет, но, несомненно, начиная с правления Понтия Пилата (26—36) и вплоть до иудейского восстания 66— 70 гг., эта страна бурлила вооруженными мятежами, интригами и заговорами. Казни через распятие были неисчислимы.
Различные силы этой страны — религиозные повстанцы, священники-аристократы, римские должностные лица, члены иудейской царской семьи, а также еврейские крестьяне и ремесленники — взаимодействовали друг с другом в период, когда страна погружалась в кровавую бойню.
После Понтия Пилата между римской администрацией и еврейским населением Иудеи, Самарии и Галилеи напряжение неуклонно возрастало. Жадность прокураторов постоянно сталкивалась с теми бурными страстями, которые постепенно все больше сосредоточивались вокруг «активистов» Царства Божьего. Сам Пилат, чья явная глупость приводила то к одному, то к другому неправильному решению, окончательно был уничтожен грубой ошибкой, которая привела к дальнейшему разжиганию страстей вокруг Царства Божьего.
Некоторые самаритяне (секта, которая принимала из еврейских писаний только Пятикнижие), после того как они были взбудоражены одним из многочисленных мессианских агитаторов, «будоражащих народ», собрались, чтобы взойти на свою святую гору (г. Геризим) и посмотреть на священную утварь, хранившуюся в их Храме. Очевидно, это была прелюдия к какой-то мессианистской вспышке волнений.
Пилат послал против них тяжеловооруженные силы; огромное количество самаритян было убито, другие посажены в тюрьмы, оставшиеся рассеялись. Пилат казнил большинство выдающихся заключенных1. Он зашел слишком далеко. Самаритяне пожаловались легату Сирии (Вителлию), который отослал Пилата обратно в Рим, чтобы тот держал ответ за свои неправомерные действия. Конец Пилата неизвестен.
Римляне считали очень важным для себя контроль над высшим иудейским духовенством после восстаний против преемника Ирода Великого Архелая в 4 г. до н. э., когда толпа потребовала немедленного освобождения политических заключенных и устранения ненавидимого первосвященника2, связав это с требованием выборов первосвященника «большей набожности и более чистой мора-ли»3, и, воинственно крича, настойчиво требовала избрать первосвященником своего кандидата. В 67 г., примерно через пять лет после смерти Иакова, это было осуществлено последователями Иоанна Гуш Халева в Иерусалиме, а затем уже во время римской осады. Именно из-за мятежной сущности требования выборов первосвященника римляне с момента изгнания Архелая в 6 г. н. э. и отозвания Понтия Пилата (то есть с 6 г. н. э. по 36 г.) держали мантию первосвященника под своим контролем, во избежание ее присвоения каким-нибудь «самозванцем». Таким образом, центральное положение высшего духовенства играло в еврейских делах ключевую роль.
Иерусалимские аристократы были, вообще говоря, квиетистами. Для них было вполне естественным приспосабливать свою деятельность к римскому присутствию. Но низший слой духовенства прямо-таки кипел политико-религиозным бунтарством, которое будоражило все еврейское общество. Именно это состояние настоящей гражданской войны привело к смерти Иакова.