Римско-иудейская война: разрушение храмаТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Римско-иудейская война: разрушение храмаСтраница 3
Два года спустя Фест умер; в период между его смертью и прибытием его преемника (Луция Альбина) самим царем Агриппой II был назначен первосвященником сын первосвященника Анан. Хотя первосвященники должны были утверждаться прокуратором, Анан воспользовался перерывом в созывах синедриона и привлек к суду Иакова вместе с некоторыми другими последователями Иисуса.
Почему это коснулось именно Иакова — неясно. Он не только не был апостолом, он даже не был кандидатом на то, чтобы после смерти Иуды войти в символическое число двенадцать (Деян. 1:15—26).
Вопрос о роли Иакова является фундаментальным. Был ли он, как указывают Деяния, не более чем благочестивым евреем, «усер-дно» молящимся в Храме вместе со своими набожными товарищами? Или он был священником? Или — первосвященником? Действительно ли он являлся лидером иерусалимских иисусистов? Если да, то чего добивались последователи Иисуса? И в первую очередь для каких целей они были организованы?
Хотя об Иакове упоминается как о члене иерусалимской общины (Деян. 1:14), но, вообще говоря, Деяния систематически преуменьшают его роль по сравнению с трактованием роли Симона-Камня (Петра). Это производит странное впечатление; мы получаем здесь некоторый намек на сложную ситуацию в ранней общине, но у нас нет возможности узнать что-либо больше этого факта как такового.
Должно быть, Иаков быстро поднялся вверх в иерусалимской общине последователей Иисуса. О нем упоминается наряду с Симоном-Петром, как о конкретном свидетеле воскресения в том, во всех других отношениях анонимном, списке, который появился очень рано, поскольку Савл упоминает его уже в Послании к Коринфянам, то есть речь идет о традиции, которую он получил от иерусалимской группы (1 Кор. 15:5, 7). Следовательно, если Симон-Петр был лидером последователей Иисуса, то вскоре после распятия последнего его должен был вытеснить Иаков. Поскольку, согласно Деяниям, Симон возглавлял последователей Иисуса до тех пор, пока его не посадили в тюрьму (по приказу царя Агриппы I примерно в 43—44 гг.), остается вопрос, чем занимался Иаков в течение целого десятилетия?
Умалчивание Деяний о возвышении Иакова является странным только с мирской точки зрения. К тому времени, когда были составлены и отредактированы Деяния, последователи Иисуса уже не имели никакого отношения к событиям, которые в историческом смысле сформировали точку зрения автора Деяний. Ему предстояло освоить каким-то образом иерусалимский период, наступивший непосредственно после распятия Иисуса, оставаясь в то же время волей-неволей совершенно безразличным к действительной жизни последователей Иисуса.
Так что Иаков, как и его брат Иисус, с большой вероятностью, мог быть потомком царя Давида; в то время таких потомков были тысячи. По-видимому, нет никакой причины сомневаться в этой генеалогической основе — каково бы ни было ее значение, — разве только из-за прозаичной ссылки Савла на Иисуса как на «сына Да-вида» (Рим. 3:1); по-видимому, немыслимо было, чтобы Савл сказал такое через два или три десятилетия после казни Иисуса, если бы в это не верили9.
Существовала традиция10, что Иаков был не только братом Иисуса, но и его близнецом. Это едва ли можно было придумать после того, как Иисус уже стал очень известен, поскольку это дало бы в руки противников очень простое объяснение воскресения Иисуса. Кроме того, была традиция, что Иуда Фома — то есть Иуда «близнец» — был также близнецом Иисуса (обычно имя Иаков считалось подходящим для второго близнеца (Быт. 25:26).