Римско-иудейская война: разрушение храмаТеория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Римско-иудейская война: разрушение храмаСтраница 8
Рабы, которых было огромное множество (в основном новообращенные в иудаизм), также были воодушевлены социально-экономическими программами повстанческой партии; во время войны один из лидеров зелотов Симон бар Гиора провозгласил освобождение всех рабов34.
По-видимому, жестокость налогообложения уже превысила действительные возможности этой страны. Часть основной римской системы налогообложения включала в себя налог на землю, подушный налог, налог на воду, городской налог, налоги на продукты питания (мясо и соль), налог за дорогу, налог за дом и т. д.35 Налоги были повсеместными. Хотя это было характерно для всей империи в целом, наиболее остро это ощущалось в обнищавшей Палестине, где экономическое положение серьезно обострилось из-за политической нестабильности, которая разрасталась в течение нескольких десятилетий, предшествовавших войне.
Сборщики налогов, в основном евреи, пользовались самой плохой репутацией. Информация об этом сохранилась для нас в евангелиях, в которых слово «мытарь» в перспективе агитации за Царство Божье означало не что иное, как «грешник»36.
Коррупция была распространена и среди еврейской аристократии, которая жирела на том, что занималась вымогательством у народных масс. Семьи первосвященников — все очень богатые — также были корыстолюбивыми; взяточничество было присуще представителям многих «прибыльных» профессий. Светская аристократия, возглавляемая Агриппой II, прославилась своей жестокостью и притеснениями37.
Взяточничество было распространено по всей территории Римской империи; разумеется, взяточничество самих прокураторов было делом вполне обычным; это была, как я уже указывал, одна из причин того, что данный пост был очень привлекательным. Например, Савл надеялся подкупить Феликса, чтобы его выпустили из тюрьмы (Деян. 24:26). Последний и наихудший из прокураторов — Флор «стал партнером» «активистов» Царства Божьего, которым он старался не досаждать38. Сам Тацит, несмотря на то что он был, как правило, враждебным к евреям, выбрал Флора в качестве первопричины войны, которая вспыхнула в 66 г.: «Терпение евреев длилось до тех пор, пока прокуратором не стал Гессий Флор»39. Возможно, Альбину тоже давали взятки, чтобы он освобождал из заключения кинжальщиков40.
Приведенные примеры демонстрируют могущество «активистов» Царства Божьего. Это было настолько распространено, что на какое-то ограниченное время могло даже разрядить политический конфликт.
Несомненно, было бы преувеличением сказать, что прокураторы были своевольными и действовали против имперских интересов, как это интрепретировалось в Риме. Наоборот, поскольку их можно было легко сместить, следует предположить, что в общих чертах они считались людьми, верноподданнически исполняющими все решения центра.
Разумеется, у прокураторов не было никакой строго согласованной политики в том, как справляться со взрывной ситуацией в Палестине; между некоторыми из них существовало личное соперничество (например, между Куманом и Феликсом). У Флора, который, по-видимому, просто ненавидел евреев как таковых, не было никакой программы, нацеленной на то, чтобы справиться с восстанием, на которое его политика действовала только провоцирующим обра-зом. Даже если бы он, как предполагалось, намеренно подстрекал к восстанию, чтобы прикрыть таким образом свою собственную ненасытность и коррупцию41, у него не было никакого конкретного плана, который можно было бы осуществить на деле, когда мятежники начали восстание.