Разгадана ли загадка?Теория происхождения христианства / Христос после Иисуса / Разгадана ли загадка?Страница 7
Один из наиболее интересных и неординарных разделов книги — ее эпилог, который автор назвал «Большой лук Савла», где характеризуются христианство Нового времени и различные его конфессии, его влияние, прямое и косвенное, на нерелигиозные идеологические течения. Интерес русскоязычного читателя, несомненно, вызвал анализ автором идей Льва Толстого, связанных с религиозными поисками. Этот анализ может показаться недостаточно глубоким, поскольку он исходит, прежде всего, из подсознательных ощущений Толстого, с чем не все согласятся. Но слова автора о религиозно-нравственных исканиях великого писателя и их влиянии на других деятелей Нового времени еще раз показывают ту огромную роль, которую сыграл Толстой не только в литературе.
С моей точки зрения, особый интерес представляют рассуждения Кармайкла о психологических истоках марксизма, связанных с присущей человечеству идеей Царства Божьего на земле, с отчуждением Церкви от масс, когда то, что автор называет «социальным активизмом», хлынуло в психологический вакуум, находя в марксизме отдушину для своей веры. Автор специально не останавливается на российском опыте построения общества равенства, но из его замечаний ясно, что, во-первых, он видит влияние позднего христианства на политический истеблишмент России (жаль, что он не развил этого тезиса), а во-вторых, что он отрицательно относится к этому опыту, как и к самой революции, называя ее путчем большевиков. Проблема марксизм — большевизм — христианство только намечена Кармайклом, разрешение ее — задача других исследований, но сама постановка вопроса не может не привлечь внимания читателей.
Не менее важно, что автор рассматривает проблему христианского антисемитизма и антисемитизма расистского и подчеркивает разницу между ними: христиане считают, что евреи могут спастись, перейдя в истинную веру, в то время как расовые теории по существу утверждают, что зло коренится в генах. Эти рассуждения автора должны помочь понять, что расизм глубоко противоположен христианству, что было выражено в решениях II Ватиканского собора 1962—1965 гг., снявшего вину за смерть Иисуса с еврейского народа.
При всей своей спорности — а может быть, и благодаря ей — книга Дж. Кармайкла будит мысль, заставляет еще раз задуматься над привычными представлениями и устоявшимися теориями, и прежде всего в этом мне представляется ее положительное значение.