ГолгофаИисус Христос в жизни / Тень смертная / ГолгофаСтраница 15
Ч. Додд. С. 55.
В эту же, вероятно, минуту невыразимого страдания Сын человеческий, возвысив голос не от естественной боли, но со спокойной молитвой за своих и безжалостных убийц и за всех тех, которые впоследствии будут распинать Его вновь в греховном неведении, громко воскликнул: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают».
Ф. Фаррар. С. 432.
Медленно, невообразимым напряжением Христос берет как точку опоры гвозди, пронзающие Его ноги, и тем самым давит на Свои раны. Щиколотки и колени понемногу выпрямляются, и Тело постепенно приподнимается. Но для этого руки должны вращаться вокруг четырехугольного гвоздя, прорвавшего их большой центральный нерв . Явление удушья уменьшается, мускульное остолбенение немного преодолевается, мускулы груди слегка отдыхают. Дыхание расширяется, легкие выгоняют яд, посиневшее лицо принимает свою прежнюю бледность. Для чего делает Он это страшное усилие? Чтобы сказать нам: «Отче, прости им!» Но минута прошла. Тело Его опять упало, и судорога боли опять охватывает все мускулы…
Н. Бутаков. С. 37.
Один же из разбойников, которые были распяты, по имени Геста, сказал ему: если Ты — Христос, избавь Сам Себя и нас избавь.
Евангелие от Никодима.
Апокриф (10).
Из того, что называет он Иисуса Христом, видно, что он был еврей, т. е. такой же, как Каиафа…
Архиеп. Филарет Черниговский (Гумилевский). С. 386.
Ответил ему Дижман (другой разбойник) и, возражая, сказал: не боишься ты Бога? И ты приговорен этим же судом! Ведь знаешь поистине: что заслужили, то и приемлем, а Он не сделал ничего дурного. Потом, воздыхая, сказал Иисусу: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!
Евангелие от Никодима.
Апокриф (10).
По преданию, этот «добрый разбойник» некогда спас жизнь св. Младенцу и Приснодеве во время Их бегства в Египет, и он наверное немало слышал о Галилейском Пророке, который призывал к себе всех грешников и мытарей.
А. Лопухин. С. 522.
Отвечал ему Иисус: Аминь, говорю тебе: сегодня будешь со Мною в раю.
Евангелие от Никодима.
Апокриф (10).
И, сказав это, он вознесся.
Евангелие от Петра.
Апокриф. (15:20).
(Преданием определена и посмертная история этого «доброго разбойника», распятого вместе с Христом). Однажды, войдя в рай, (речь идет о пророках, допущенных Христом в рай, — Е. Г.) встретили там (этого) разбойника и с ужасом его спросили: «Кто впустил тебя, кто открыл тебе ворота? Что ты совершил, если прежде нас прошел сюда? Уж не явился ли ты убить или украсть?» Он же ответил: «Не за дела мои допущен я сюда, по делам я даже близко встать не достоин! Но Владыка, милостивый человеколюбец, ввел меня в рай, хотя не делал я добра, а только злодейства многие. Осудили меня иудеи на распятие вместе с бессмертным царем и убить хотели, но Иисус даровал мне жизнь вечную. Когда распяли меня с Господом, увидел я знамение на кресте и понял, что это — Сын Божий. И возопил я, возвысив голос: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" И тотчас внял Господь мольбе моей и сказал: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю". И дал мне вот это знамение крестное, говоря: "Возьми и иди в рай; если же тебе преградит путь огненное оружие, покажи это знамение — и открыты будут ворота". Когда же хотел я войти, рай при виде моем преградил мне путь и закрыл предо мною ворота. Однако стоило мне показать знамение, как ворота отворились, и я вошел .»